Движение «Русская Мечта» представляет наиболее значимые тезисы, озвученные на круглом столе «Эстетика Русской Мечты: стиль, образы и пути воплощения», прошедшем 16 октября 2024 года.
1) Антон Беликов — кандидат философских наук, художник, рядовой ВС РФ:
— Ключи от Будущего для нашей Родины — это культура и образование. Нам нужно забрать эти ключи у либералов и отдать их народу
— Русская культура может предложить миру понятие Символа как модель для развития. Русская цивилизация способна предложить миру идею Справедливости.
— Во внутренней культурной политике Россия должна следовать принципам археофутуризма и учиться грамотно актуализировать собственный культурный багаж.
2) Алексей Гинтовт — художник, лауреат Премии Кандинского:
— Мы можем говорить о планетарном ренессансе. Мы видим резкий подъем исламской, китайской, индийской, латиноамериканской, африканской и русско-православной цивилизаций.
— Манифест русского стиля — это БАМ, трансполярная магистраль, российские арктические и космические станции.
— Половина носителей нашей культуры находится за рубежом. Русско-православная цивилизация является наследницей византийской цивилизации. При этом весомая часть византийского наследия на сегодняшний день отрезана от нас границами. Точно так же, как и большая часть ордынского наследия почему-то сегодня находится за рубежом. То есть 150 миллионов жителей Российской Федерации — это ровно половина носителей нашей культуры и наших цивилизационных ценностей.
3) Роман Максимов — координатор Движения «Русская Мечта», исполнительный директор Медиа-образовательного центра Изборского клуба:
— Любая идеологическая система, так или иначе, если она становится крупной или пытается себя представить таковой, проявляет себя посредством каких-то эстетических образов, используя при этом искусство, да и вообще культуру в целом для формирования системы символов, которые влияют на внутреннюю составляющую человека. У Русской Мечты, как у некоего набора идей, так и у одноименного Движения на данный момент нет единого набора символов. Это ставит перед нами важную задачу — определить символику Русской Мечты.
4) Алексей Комов — первый вице-президент Союза московских архитекторов, главный архитектор Калуги:
— Советская архитектура дала миру целую россыпь различных методик, школ, подходов. Ее достижениями до сих пор пользуется вся мировая культура. За последние же 30 лет, к сожалению, мы не сделали ни одного мощного прорыва в архитектуре и градостроительстве, сравнимого с советским зодчеством.
— Архитектура определяет цивилизационное сознание. Поэтому тот факт, что архитектура попала в руки девелоперов и прочих людей, делающих на ней лихие деньги, является едва ли не цивилизационной трагедией.
— Язык русской архитектуры — это язык традиции. Причем традиции, от которой западные либералы отказались. Русский Авангард давно стал традицией. Значит, мы должны его у них полностью забрать.
5) Пётр Скляр — художник, основатель проекта «Словографика», соавтор образовательного проекта «Осмысленное чтение»:
— Наш фольклор — живое русское слово, актуальное до сих пор. По сей день он может служить источником вдохновения для художника. Например, меня он вдохновил на создание проекта «Словографика», направленного на его графическое осмысление.
— Солдаты, участвующие в СВО — это соль земли. Художникам крайне важно воспроизводить их образы в понятных для подрастающего поколения формах.
6) Николай Жданов-Луценко — поэт, прозаик, публицист, председатель Национального Союза Поэтов:
— Государство не оказывает литераторам должного материального содействия. К сожалению, даже в Общероссийском классификаторе профессий о них нет ни слова. То есть писательской деятельностью невозможно получить стаж для будущей пенсии.
— На данный момент путь к отечественному читателю без особых препятствий находят откровенно враждебные книги, в которых культивируются абсолютно нетрадиционные для нашего общества ценности. Особенно это явление заметно в сегменте детской литературы.
— Если в России когда-нибудь будет сформирована идеология, то ее основой должны стать духовно-нравственные ценности, которые постулируют наши традиционные конфессии. Только на такой основе можно воспитать любовь к Родине.
7) Протоиерей Андрей Юревич — руководитель Архитектурного отдела финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви, Почетный архитектор России, Почетный профессор МАРХИ, Советник Российской Академии Архитектуры, создатель Музея Современного Христианского Искусства:
— Русское искусство должно быть современным по форме и содержанию. Наша церковная архитектура, к счастью, уже пришла к этому. Светской же архитектуре это только предстоит.
— Отечественному искусству нужны манифесты, которые будут подчеркивать его актуальность, а также патриотическую направленность.
8) Светлана Чепрова (Фотон Света) — художник, куратор проектов «После Иконы» и «Русский Стиль» в Москве:
— Современный художник несет большую ответственность перед русским народом. Я считаю, что деятели культуры должны осознать свою ключевую роль в воспитании нового поколения русских патриотов.
— Специальная военная операция показала, что в России есть художники и мыслители, которые в трудный момент остаются верны своему народу и Родине. Причем среди них много молодых и ярких деятелей, говорящих о патриотизме на современном языке.
— Русское искусство не должно заниматься подражанием западным культурным установкам. Русский художник должен черпать вдохновение из уникального наследия своего народа.
9) Михаил Кильдяшов — писатель, публицист, секретарь Союза писателей России, региональный координатор Движения «Русская Мечта» по Оренбургской области:
— К сожалению, мы не занимались эстетической борьбой в течение десятилетий, предварявших Специальную военную операцию. Но уже сегодня нашими художниками созидается эстетика второго дня победы. Одними из творцов новой эпохи является участники проекта «Русский стиль: сталь». Они предугадали ту самую эстетику, в которой нуждалось отечественное изобразительное искусство и вообще вся наша культура. То, что они делают, можно смело назвать иконописью на броне.
10) Дмитрий Остроумов — архитектор, магистр богословия, профессор Международной Академии Архитектуры (IAA), член Союзов архитекторов России и Беларуси, член Совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, член братства святого Архистратига Михаила, руководитель мастерской «Прохрам»:
— Сейчас многие художники говорят о том, что они в своем творчестве погружаются в русскую традицию. Это, конечно же, очень хороший феномен. Но, к сожалению, то, что тот или иной проект несет русский культурный код, не всегда означает, что сам он имеет высокую художественную ценность.
— Прошли те времена, когда художнику достаточно было просто создать интересное визуальное изображение. Современное искусство призвано быть логосным, за каждой работой художника обязательно должен стоять текст, смысловое содержание.
— Мы должны помнить, что русский не значит архаичный. Чтобы наша культурная традиция жила, она должна динамически развиваться. Наш вектор развития — это археофутуризм, то есть традиция, уходящая в будущее.
— Слово «место» не присуще нашей культуре, ведь оно подразумевает наличие неких границ. В то время как русский человек всегда жил в «пространстве». Это означает, что перед ним всегда есть бесконечный горизонт, за который он постоянно стремится.
11) Игорь Сушенок — художник, Глава Института искусств им. Александра Иванова:
— Культура начинается с мировоззрения. Без понимания того, кто такой русский человек и зачем он живет, мы не сможем ничего создать.
— В основе русской культуры всегда лежала православная традиция. Футуризм и авангард русскими быть не могут по определению. Ведь это модернистские направления, которые в принципе отвергают любую традицию.
— На СВО воюет много талантливых художников. Именно эти люди, вернувшись с фронтов, должны взять на себя возрождение нашего художественного образование, которое сейчас пребывает в глубоком кризисе.
12) Кирилл Фролов — заведующий отделом по взаимодействию с РПЦ Института стран СНГ, публицист:
— Новые районы наших городов — глобалистская среда, никак не связанная с Россией. Проекты по тотальной дезурбанизации страны выглядят слишком утопично. Нашему градостроительству необходим третий путь. И этим путем является большой имперский архитектурный стиль. Особо ярко этот стиль должен проявится в освобождаемых нашей армии городах, которые нам нужно будет восстанавливать.