Позиция прозаика, поэта и публициста Василия Дворцова, озвученная на круглом столе Движения 24 апреля:
— Язык формирует народ, а литература созидает общество. Экономические, политические и социальные институты строятся на основе нравственных императивов, заданных обществу литературой.
— Русская цивилизация отлична от других тем, что в ее основе лежат сразу два языка: бытовой и священный.
— Разрыв литературного процесса — это разрыв национальной памяти. В XVIII веке переход художественной литературы со старославянского на бытовой оказался катастрофой для национального сознания и мог привести к разрыву литературного процесса.
— Не имея возможности охватить все население, мы должны сосредоточиться на воспитании новой элиты. Для этого необходимо создать хрестоматийные библиотеки русского мира для суворовцев, кадетских и казачьих корпусов.
РУССКОСТЬ В РОССИИ — ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ
Серьёзность темы:
Нация формируется языком. Кровь и почва в этом процессе вторичны. Именно язык созидает народ, через язык в него входят и вживаются и новые этносы, и новые пространства.
Речь для человека является не «главным средством коммуникации», а сутью его сознания… Как язык формирует народ, так литература созидает общество. Именно литература определяет и утверждает, делая для всех равно признанными, нравственные императивы, на которых уже строятся и политические, и экономические, и социальные институты.
Литературный процесс — это процесс национального самосознания. Через литературный процесс нация себя видит, себя чувствует, осознаёт и — запоминает. Поэтому художественная литература является основой, истоком и первопричиной любой цивилизации. В древнейшие, дописьменные времена гимны воспевали героев, так уже самыми первыми песнями утверждалась, узаконивалась иерархия как основа гармонии сложностей социума.
Но художественная литература для цивилизации не только изначальность, она её постоянная животворящая сила, её наполненность и рост, её стержень и покрытие. Именно живой, ежедневно прибывающей литературой определяется роль нации в земной истории и действительности. Русская цивилизация самобытна, уникальна, отлична от всех иных тем, что в основе её бытия лежат сразу два языка — бытовой и священный. В той же Византии греческий язык, как и латынь для Римской империи, был не сакральным, а общекультурным.
Разрыв литературного процесса — разрыв национальной памяти, и в восемнадцатом веке опасность такового разрыва была обусловлена языковой революцией, спровоцированной государственными и идейно-культурными реформами Государя Петра Алексеевича. Наплыв иностранных слов — лишь часть революционных перемен общественного сознания. Главное же — переход художественной литературы со старославянского (сегодня церковнославянского) на бытовой великорусский оказался настоящей катастрофой национального сознания. То есть, кризис литературный есть доказательство общественного мировоззренческого кризиса.
Государство:
Для выхода из оного с 1735 года в Санкт-Петербургской Академии специализированное «Российское собрание» радело «о возможном дополнении российского языка, о его чистоте, красоте и желаемом потом совершенстве». А 30 сентября 1783 года Императрицею Екатериной утверждено Положение об отдельной Российской Академии с назначением княгини Дашковой президентом Задачами ставились: «прежде всего сочинить российскую грамматику, российский словарь, риторику и правила стихотворения». 30 лет работы лучших умов России — это архиепископ Иннокентий (Нечаев), учёные Румовский, Котельников, Болтин, писатели Державин, Херасков, Княжнин, государственные деятели Шувалов, Потёмкин, Безбородко, создали основы для Золотого века русской литературы, которым заявлено воскресение русского самосознания на новой языковой основе.
В девятнадцатом веке литература в своей критике описала следование российского общественного сознания в фарватере немецкой философии — от классической до романтической. Отдельная тема — как русская литература повлияла на немецкую философию.
Второй кризис русского самосознания, сопровождавшийся реальной опасностью потерей России русскости — демонический модерн с апофеозом антихристианской революции в начале 20 века. Конечно же, прежде всего, это был кризис Русской Православной Церкви, со времён Тишайшего Алексея Михайловича утилитарно пользуемой государством — но это тоже отдельная тема.
В литературе мы видим люцеферианскую заявку Серебряного века поставить народу на «освободившиеся от попов» места новых «пророков», «апостолов» и «старцев» из числа поэтов. И пошедшие далее Серапионовых братьев и имажинистов, ЛЕФ, РАПП и др. «сбрасывали с корабля» теперь уже не только писавших на славянском языке, но творцов на великорусском. С требованием перехода на латиницу. С верой в эсперанто. Но!
Государство:
23 апреля 1932 года принято Постановление Политбюро ЦК ВКПб «О перестройке литературно-художественных организаций». Таковым приказывалось ликвидировать разрозненные организации и создать единый творческий союз. Который и был учреждён всесоюзным съездом через 2 года.
Рабоче-крестьянское государство в лице монополизировавших власть большевиков-сталинцев заявило себя культурной правопреемницей Российской Империи. Канон советского реализма разрабатывался на основе реализма классического, который, в свою очередь, являлся реализацией Девятой заповеди «Не лжесвидетельствуй». Так и социальная доктрина, обращённая страшным принуждением к «вышедшим из Египта», от выращиваемых новых поколений требовала уже «возлюбить ближнего как самого себя».
Двадцатый век в России можно характеризовать как русскость под спудом. Гонения на веру, запрет великорусской национальности. Великая Отечественная война, оглашенная Церковью как Священная, на какое-то время позволила национальной культуре развернуть затекшие члены, но то была слишком короткая передышка.
И вот вызов нам — проигрыш России в когнитивной войне. О начале небывалой, тайной, но конечной целью абсолютно всеубийственной Третьей Мировой прокричал критик Юрий Селезнёв ещё в конце 70-х годов. И был убит.
Важнейшая победа врага в этой прокси-войне — уже сорок лет русская литература изолирована от русской жизни. Литературный процесс сегодня герметичен, катакомбен. И страшно — он уже не востребован обществом.
При том, что глубиной проработки вечных и злободневных тем, полнотой их охвата литература призвана отвечать культурным и нравственным потребностям этого общества. Читатель ищет в большой, настоящей литературе свидетельств и толкований своему бытию — как внешнему, так и внутреннему. А сегодняшний читатель, участник и жертва затянувшейся смуты, ищет в книгах особенной мудрости. Вот и оглянемся: а русская ли в современной России жизнь?
Где Государство?
Что поделаешь, но наша история учит: мы начинаем побеждать только тогда, когда горит Москва. Наверное, этими огнями отжигается всё наносное, налепляющееся к Третьему Риму. Тохтамыш, Лжедмитрий, Наполеон, Гитлер жгли её — и ответно поднималось национальное возрождение. Законно ждать такового и после Ельцина со стоявшими за ним. Стоящими и сейчас за пятой колонной.
Поэтому нынешнее культурное пепелище даёт нам уникальный шанс победить с восстановлением исторической целостности национального литературного процесса, не только вернуть современную литературу её народу, но и залечить переломы восемнадцатого и двадцатого веков. Наш шанс и наша обязанность.
Общественно-государственные возможности:
Первая из задач писателя — созидать национальную память, соединяющую поколения не только знаниями, но и чувствами. Необходимо вернуть в сознание русского человека его тысячелетнюю литературу. Так на Рождественских чтениях 2024 года, ХI научно-практическая конференция «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Образ будущего в контексте исторической памяти»,
проводимая Российским университетом Дружбы Народов, поддержала мою инициативу обращения к Министерству образования РФ разработать программу изучения в младших классах школы (вместо иностранного) основ церковнославянского языка в рамках предметов «русский родной язык» и «русская родная литература».
8 апреля в Краснодаре я, в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Наука философия и всеобщая диалектика историко-философского процесса», провёл круглый стол Союза писателей России «Православная антропология — ключ к прочтению русской литературы». В итоговый документ конференции мною предложено вписать необходимость разработки вузовского курса «Философия этико-эстетической суверенности русской цивилизации в эпоху когнитивных войн».
17 апреля в Пскове я провёл межрегиональную научно-практическую конференцию «Литературная критика. XXI век». В которой, среди прочих членов Союза писателей России, принял участие и наш всеобщий любимец Михаил Кильдяшов. Конференция положила начало работы постоянной всероссийской критической лаборатории, призванной способствовать возвращению художественной литературы в отечественное общественное сознание.
Что бы хотелось получить в результате работы лаборатории критики? Прежде всего, восстановление в мировоззрении полноценной личности, без которой невозможно полноценное общество, нераздельности триады ИСТИНЫ-ДОБРА-КРАСОТЫ.
И, конечно же, определение — что собственно есть русская литература? В чём её отличие от литературы русскоязычной? Понятно, водораздел здесь не по крови, а по духу.
Например, некогда я так определял три несомненных признака русскости писателя:
1. Лиризм: прямое соприкосновение душ, в отличие от западного сентиментализма он любовь без эротизма — как проявление православной молитвенной соборности.
2. Народность: писатель одномоментно и учитель, и ученик, вождь и слуга, судья и подсудимый. И никогда — только учитель, только вождь и судья.
3. Совестливость: совесть — это призыв к жертве, воление жертвенности.
Именно совестливостью проявляется патриотизм согласно формуле Алексея Фёдоровича Лосева — монаха Адроника: «Родина и есть жертва». См. его статью «Философия родины и жертвы».
Работаем, братья.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ к устроителям и участникам Круглого стола «ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ»:
Не имея возможности, прежде всего материальной, дабы охватить всех, необходимо сосредоточиться на проблеме воспитании новой элиты. Для чего в ближайшее время создать хрестоматийные библиотеки «Русского мира» для кадетских, казачьих корпусов и суворовцев. За основу можно взять Список литературы, рекомендованной Союзом писателей России для восстановления отечественного школьного образования. Нужно классикой, пополняемой новыми именами воспитывать у молодых поколений вкус, вкус — как нравственный иммунитет против зла и прикрывающей его пошлости.
И в помощь нам педагогика — искусство делать насилие незаметным.