Основной задачей проекта является сохранение, повышение качества жизни, защита исконной среды обитания, развитие самобытной культуры и передача культурного опыта коренных малочисленных народов Сахалина, к которым относятся тончи, айны, нивхи, эвенки, уйльта, нанайцы.
В настоящее время в Сахалинской области проживает более 4000 представителей коренных малочисленных народов Севера. На острове зарегистрировано 56 родовых хозяйств и общин, которые расположены в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности.
Коренными жителями Северного Сахалина являются нивхи (гиляки). По физическому облику нивхи являются представителями монголоидной расы. Нивхский язык наряду с чукотским и корякским относится к палеоазиатской языковой семье. Учёные выделяют, по меньшей мере, три его диалекта – амурский, восточносахалинский и шмидтовский, а также целый ряд говоров.
Свои летние жилища нивхи строили в основном на сваях по берегам моря или нерестовых рек, где они занимались добычей лосося, морепродуктов и нерпы. Глубокое осенью нивхи мигрировали в отдалённые от берега места, где строили зимние жилища – полуземлянки. Зимой они охотились на лесных животных (в том числе пушных), а мех обменивали на китайские, маньчжурские, японские, а с середины XIX века и российские товары. По тайге нивхи передвигались, используя собак, запряжённых в нарту.
Самым малочисленным коренным народом Сахалина явлются уйльта (они же ороки или орочоны). Язык уйльта относится к тунгусо-маньчжурской языковой семье, наряду с нанайским, ульчским, эвенкийским.
Расселившиеся в северной части Сахалина уйльтинские общины соседствовали с нивхами и айнами. Они разводили северных оленей, которых использовали как средство передвижения и перевозки грузов. Уйльта вели преимущественно кочевой образ жизни, весной и летом проживая у морского побережья, где ловили и заготавливали рыбу и занимались собирательством. Осенью они мигрировали в предгорные районы, где зимовали в переносных чумах, крытых шкурами и покрышками.
Эвенки – один из крупнейших народов Восточной Сибири, расселённый на обширных пространствах от Енисея до Охотского моря и от заполярной тундры до Северного Китая и Монголии. В середине XIX – начале XX века несколько десятков эвенкийских семей переселились на север Сахалина в район рек Вагис, Ныш, Виахту, где активно занялись оленеводством, таёжной охотой и рыболовством.
Нанайцы – крупный аборигенный народ Дальнего Востока, расселённый преимущественно в бассейне Нижнего Амура. Язык нанайцев относится к тунгусо-маньчжурской языковой семье и родственен языкам уйльта, ульчей, эвенков. Это осёдлый народ, занимавшийся преимущественно рыболовством и охотой (в том числе с целью добычи пушнины). Их внутренняя миграция, в том числе на Сахалин, была вызвана стремлением жить по соседству с русскими, у которых они находили работу, а также выменивали рыбу, пушнину, лодки, сети на необходимые им продукты и товары.
Древнейшей этнической общностью Сахалина, Курильских островов, а также соседнего японского острова Хоккайду являются айны. Учёные до сих пор спорят относительно их этнического происхождения, исторической прародины и миграционных путей.
К сожалению, в отличие от других коренных народов Дальнего Востока и Сахалина в частности, чистокровных представителей айнского народа практически не осталось. После того как в 1875 году Курильские острова, а в 1905 году и Южный Сахалин отошли к Японии, проживавшие там айны подверглись сильнейшей японизации. Многие из них покинули регион, переселившись на Хоккайдо, после того, как по итогам Второй мировой войны Южный Сахалин и Курильские острова отошли к Советскому Союзу. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Сахалинской области были зафиксированы всего 3 представителя айнского народа. При том все они были детьми, родившимися в браке айнов с представителями других народов.