Движение «Русская Мечта» представляет подборку наиболее значимых тезисов, озвученных на круглом столе «Роль театрального искусства в формировании личности и развитие детской драматургии», прошедшем 3 июля 2024 года.
1) Малягин Владимир — заместитель Председателя Национальной Ассоциации Драматургов, драматург, доцент кафедры литературного мастерства Литературного института имени А. М. Горького:
— Даже такую классику, как «Горе от ума» можно извратить. Детям извращенная постановка классиков может понравиться. Они могут посчитать ее современной.
— При капитализме невыгодно официально ограничивать культурную среду. Но при нем часто финансируются отнюдь не патриотические проекты.
— Крайне важно понимать, что слова могут быть сильнее атомной бомбы.
— В культурной сфере много глобальных проблем, которые сейчас может решить только Президент.
2) Орлов Петр — главный режиссер Смоленского камерного театра:
— Театральные режиссеры очень часто обращаются к известным для всех сюжетам. О классике, конечно же, забывать нельзя, но не нужно ей ограничиваться. Нам нужны спектакли, которые будут поднимать для ребенка наиболее острые и актуальные вопросы.
— Важно с детства заинтересовать человека театром. Если это получится сделать, то, скорее всего, интерес к театру у него не пропадет даже во взрослом возрасте
— К сожалению, часто театральные режиссеры ориентируются на уже испорченные вкусы ребенка.
3) Фатьянов Владимир — режиссер, член Союза кинематографистов, член Гильдии Кинорежиссеров России:
— Нет ничего плохого в том, что в театрах используется классическая проза. Она может быть осовременена.
— Детская драматургия не должна быть завязана на юморе уровня «ТНТ». Она должна иметь глубину.
— Детская драматургия должна цеплять не только ребенка, но и его семью, ведь ребенок не приходит на спектакль один.
— В кино многое построено на эффектах. Театр тоже может на это ориентироваться. Можно вспомнить деятельность Эйзенштейна в театре (монтаж аттракционов). Привлечь юного зрителя может эксцентричный спектакль, его необычность, чудо на сцене. Музыка также может привлечь ребенка, ведь многие дети не могут жить без музыки
4) Чуев Сергей — автор книг для детей, советник ректора Государственного университета управления, доцент, кандидат исторических наук:
— Наш театр еще не избавился от колониальных ярлыков. Он до сих пор воспроизводит такие колониальные стандарты, как, например, «Старая добрая Англия».
— У нас в стране отсутствует культурная политика по выявлению и продвижению талантливых и патриотических авторов. В свое время Успенский стал культовым не только потому, что он был талантливым, а еще и потому, что ему была оказана государственная поддержка.
— Инфраструктура поддержки произведений, работающих на чужую мягкую силу, у нас в стране есть. Патриотические проекты же зачастую существуют на общественных началах.
5) Коллегова Елена Аркадьевна — актриса, драматург, член Национальной Ассоциации Драматургов:
— К сожалению, у нас в стране очень мало конкурсов, посвященных драматургии для детей и юношей.
— Современная детская драматургия вызывает много вопросов: недетские темы, злые и пошлые тексты.
— Авторам очень сложно заинтересовать наше подрастающее поколение, ведь оно очень редко читает книги.
6) Ордынская Ирина Николаевна — драматург, член Национальной Ассоциации Драматургов:
— Новогодние пьесы и сказки — это прекрасно. Но юного зрителя нужно не только развлекать. Через театр дети должны приобщиться к духовному наследию России. Если этого не произойдет, то они никогда не смогут почувствовать себя русскими людьми.
— Нужно взращивать не только драматургов, но и режиссеров, которые будут готовы ставить их пьесы.
— Без современных пьес театр не может существовать. Работая только на старом материале, он превращается в музей.
— Театр — один из самых мощных видов искусства в плане воздействия на детей, потому что игра для детей — это естественный процесс. И театре он верит полностью в происходящее.
— Надо воспитывать в детях историческое мышление. Когда мы говорим с детьми об истории страны, они примеряют эту историю на себя. Когда они видят героя, они чувствуют себя этим героем.
— К сожалению, во взрослых театрах очень мало пьес для детей. В этом есть некое лукавство. Школьники проходят серьезнейшие произведения Толстого и Достоевского, но посетить поставленные по их произведениям спектакли подросток часто не может.
— Во многих театрах нет завлитов, то есть в них даже бесполезно посылать пьесы. Разрушена связь драматургов с театрами.
— Издательства превратились в фабрики по зарабатыванию денег. Многие литературные премии работают на искусственную раскрутку произведений. Книги, которые выигрывают такие престижные премии, как «Большая книга» могут получать даже произведения, написанные литературными рабами.
— Качественный текст могут продвигать не только крупные издательства, но и читатели, которые будут всячески его продвигать среди своих знакомых. А самая главная награда для писателя — это читатель.
— Самая страшная цензура — это цензура кошелька.
7) Фомина Александра Ильинична — драматург, член Национальной Ассоциации Драматургов:
— Сейчас пьесы для подростков зачастую пишут молодые драматурги. Они хорошо понимают специфику подростковой жизни, но у них очень депрессивные работы. В их произведениях практически не встречается нормальная семья, а главный герой там всегда является жертвой. Возможно, ситуация начала меняться. По словам театрального критика Павла Руднева идея ребенка жертвы в сетях родительской опеки, пороков взрослых и общественной диктатуры начинает сменяться идеей ребенка-агрессора.
— На многих конкурсах для драматургов существует негласный запрос на пьесы, которые очерняют Россию. У таких произведений всегда высокие шансы на победу. Молодые авторы, к сожалению, активно стараются данному запросу угодить.
— Я практически не встречала пьес для подростков о служении и любви к стране, о каких-то великих свершениях, также практически нет комедий.
8) Горбачев Александр — драматург, член Национальной Ассоциации Драматургов:
— Меня сильно удивило то, что еще есть режиссеры, которые ищут новые пьесы.
— Детский драматург должен осознавать весь груз своей ответственности. Он должен писать, понимая, что его творчество отразится на будущем ребенка.
— В детской пьесе должно быть две составляющие: творческая и педагогическая.
— Я верю, что конкурс «Детство. Отрочество. Юность» даст толчок для драматургов. Многие из них будут очень рады тому, что их заметили.