Движение «Русская Мечта» представляет подборку наиболее значимых тезисов, озвученных на круглом столе «Перспективный социально-экономический уклад России будущего в условиях глобальной нестабильности», прошедшем 17 июля 2024 года.
1) Гарин Евгений Викторович — директор Центра долгосрочного прогнозирования НТР и СЭР Института экономических стратегий РАН (ИНЭС):
— Наша задача — полностью завершить формирование пятого технологического уклада. При этом многие наши технологии уже обходят американские. Например, у нас лучше развиты сферы возобновляемой энергетики и сильного искусственного интеллекта.
— В стеке пятого технологического уклада должны быть технологии, которые будут сильно увеличивать продолжительность и качество жизни. Вместо этого у нас есть трансплантология, которая позволяет жить очень долго только богатым людям и не станет массовой в ближайшее время.
— Ряд технологий может опережать свое время на 80-120 лет и быть слишком энергозатратным для существующего технологического уклада. Это может негативно сказаться на экономике страны.
— Если мы возьмем определение искусственного интеллекта из новой стратегии развития искусственного интеллекта, то можно смело сказать, что сильный искусственный интеллект был разработан в СССР к 1975 году.
—То, что в США рыночная экономика — миф. В США до сих пор плановая экономика.
— Не какое-то конкретное научное открытие приводит к изобретению, а совокупность всех научных открытий позволяет нам создавать изобретения. Чем больше научных открытий, тем шире база для изобретений.
— Ведущими технологиями в основе каждого техуклада являются технологии, ведущие на изменение двух макроэкономических индикаторов: продолжительности жизни и численности населения.
— Войны меньше влияют на численность населения страны, нежели развитие технологий.
2) Копылов Сергей Анатольевич — экономист, финансист, управленческий консультант, соавтор книги «Экономика для тех, у кого есть будущее»:
— Нельзя преподавать общественные дисциплины отдельно друг от друга. Студентам необходимо давать комплексное знание.
— Мы не должны преподавать общественные дисциплины в упрощенном виде. Такой подход может только испортить обучающегося.
— Нам нужна новая экономическая теория, которая будет построена на консервативных ценностях.
— Необходимо создание новых учебников экономики, ориентированных на изложение предмета правдивое, точное и направленное на практику созидания. Необходимо подкреплять все выводы данными, как это было принято в начале XX века в русских и советских учебниках. Необходимо писать увлекательно и вдохновляюще, как это делали С. Г. Струмилин, А. И. Чупров (учитель В. М. Молотова) и многие другие наши великие предшественники.
— Мы преподаем экономику не для того, чтобы чему-то научить людей, а для того, чтобы самим чему-то научиться.
— Точные науки и вслед за ними экономика, которая подхватила моду на научность (не являясь при этом наукой), игнорируют такое важное понятие, как время.
3) Фирсов Леонид Леонидович — Инженер-авиаконструктор, соавтор книги «Экономика для тех, у кого есть будущее», Aerospace MBA:
— Дмитрий Белоусов говорил, что у нас в стране сложился замкнутый круг: избыточная занятость — низкие зарплаты (чтобы удержать издержки) — бедность и недопотребление. По его мнению, труд в России слишком дешев, чтобы заменить людей роботами.
— Новый технологический уклад следует строить уже сейчас, когда предыдущий функционирует и дошёл до стадии, где требуется повышение производительности.
— Важность экономических проектов определяется их вкладом в развитие страны. Чтобы определить важность для государства тех или иных проектов, необходимо ввести стратегическое долгосрочное планирование основных научных, технологических и производственных процессов.
— Самые приоритетные направления для России — это информационно-коммуникационные технологии и робототехника.
— Все инженерные школы у нас в стране уже существуют и будут нормально функционировать, если правильно наладить их работу.
4) Агеев Александр Иванович — Генеральный директор Международного научно-исследовательского института проблем управления, директор Института экономических стратегий РАН, профессор, доктор экономических наук:
— Глобальная нестабильность — термин, который скрывает истинные проблемы. На самом деле в данный момент происходит глобальная реконструкция миропорядка.
— Сейчас в России порядка одного миллиона рационализаторов и изобретателей — людей, от которых зависит устойчивость нашей страны. Можно сказать, что нам повезло, потому что данную цифру нельзя назвать маленькой.
— По нам сильно ударила ликвидация комиссии Академии наук по фундаментальным понятиям.
— Не будет никакого единого миропорядка. Будет полиморфная система с целым рядом кластеров.
— Сейчас активен кризис научного познания. У нас, например, зарегистрировано не менее 300 различных шаманов. Это говорит о развитом магическом мышлении у достаточно большого количества людей.
— Раньше многие религиозные и научные системы строились на эксплуатации чувства страха, в том числе страха смерти. Сейчас же апологеты технологического бессмертия будут сталкиваться с более серьезными вещами — вопросами смысла жизни и смысла смерти.
5) Инюшин Валерий Владимирович — экономист, философ, писатель, эксперт-аналитик, топ-менеджер, президент Фонда «Судьба Бытия», кандидат экономических наук:
— Наука и технологии стали рабами существующего экономического строя, управляющих элит, а также обывательского потребительского комфорта.
— Нам нужен цифровой Госплан. У России должны быть социальные цели, на основе которых необходимо выстраивать план научно-технологического развития.
— В двух третях направлений пятого технологического уклада лидирует Китай, а, к сожалению, не Россия. Китай сейчас является патентным и технологическим лидером в мире.
— Необходимо предотвращение когнитивной и психофизиологической катастрофы. Реальная, а не формальная реформа образования: запрет платного высшего образования, отмена рейтинговой системы школ, отмена 11-летки, возвращение устных экзаменов. Жёсткое регулирование интернет и гаджет сферы: запрет всех видов деятельности в интернете, кроме научно-образовательной, культурной, b-to-be, транспортной и просветительской, а также запрет на пользование смартфонами для лиц, не достигших 18 лет.
— Демографическую проблему коренных народов России нельзя решить без запрета кредитования населения под залог тяжёлых активов: недвижимость, авто и т.п.
— Большая часть технологий, являющихся ядром пятого техуклада находится в тупике.
— Две трети трендов в области биотехнологий связаны с использованием цифровых технологий. Это говорит о том, что мы с вами находимся на пороге создания биоцифровой сферы, а, возможно, мы даже уже ее создали.
— Реальные цели устойчивого развития носят практически сатанинский характер: никакого среднего и мелкого бизнеса, никакой личной собственности, резкий рост стоимости реальных природных ресурсов, тотальный цифровой контроль над населением. Некоторые его черты, к счастью, наше стране не присущи, но это не отменяет того, что мы уверенно идем по его пути.
— Мы рискуем утратить инженерную высшую школу и начать импортировать инженерные кадры из Индии и Китая.
6) Бархота Андрей Валерьевич — член Новой экономической ассоциации, независимый экономист, эксперт в области построения политической и экономической стратегии, кандидат экономических наук:
— Восстановить Советский Союз невозможно. Его идеологическая составляющая за последние 30 лет была дезавуирована.
— Главная религия сегодня — это монетократия, то есть власть денег. Мы идем в новый технологический уклад не потому, что от этого Россия станет лучше и у нашего населения улучшится благосостояние, а потому, что это соответствует парадигме власти денег. Такой подход абсолютно недопустим.
— Когда мы обсуждаем экономические вопросы, нужно понимать, что фраза «кадры решают все» как никогда актуальна. Главная наша проблема — это не инфляция, а дефицит идейных управленческих кадров.
— Необходим общественный контроль над решениями, имеющими долгосрочные последствия. Такие вещи, как, например, повышение налогов и пенсионного возраста, к сожалению, сейчас не выносятся на плебисцит.
— Такой предмет как «история экономических учений» у нас в стране практически уничтожен и преподается только в двух ВУЗах — ВШЭ и МГУ (на экономическом факультете).
7) Стариков Павел Викторович — директор Ассоциации содействия международному финансово-экономическому и пространственному развитию БРИКС:
— Россия — драйвер для БРИКС. Без нее невозможно представить данный союз.
— Миф о справедливости и объективности финансового глобального порядка развенчан. В него уже почти никто не верит.
— Все, что происходит в сфере международной логистики является попыткой парализовать Россию.
— Те, кто сейчас во власти, работают в парадигме, заданной еще в прошлые времена. Парадигма изменилась, а мы продолжаем плыть по старому курсу.
— В апреле этого года наш Центральный банк и Министерство финансов принимали участие в сессии Всемирного банка и МВФ. На этой сессии руководитель Банка международных расчетов озвучил глобальный вектор развития, получивший название «Финтернет». Речь идет о создании единой мировой глобальной цифровой платформы, которая соединит в себе все цифровые валюты.