Для России БРИКС — главная на сегодняшний день точка выхода в мир свободных и независимых государств. Рынки, технологии, сотрудничество и независимое развитие — это многополярный мир, объединенный вокруг Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР, где проживает большинство населения, растет экономика и существует независимая самобытная культура.
Усилия России сконцентрированы на развитии отношений с БРИКС и странами глобального Юга. Наши министерства, крупный и средний бизнес ищут выходы на совместные проекты и сотрудничество. Военные проводят учения, ученые и предприниматели — десятки совместных круглых столов, форумов и конгрессов, но выход на реальное сотрудничество невозможен без глубокого понимания менталитета друг друга. С 90-х и еще раньше нам казалось, что европейцы и американцы чуть ли не наши братья, потому что мы сами выросли на американском кино, ориентировались на европейскую моду и слушали их музыку, читали их книги. Мы, казалось, их отлично понимали и поэтому с русской наивностью и простотой открылись им для «конвергенции», которая состоялась в одностороннем порядке: американская поп-культура импортировалась, а на экспорт шли гастроли балета, народные танцы и песни. В итоге мы их прекрасно поняли, а они нас — нет. Если бы понимали, не довели бы до грани ядерной войны и СВО.
А как же сотрудничество со странами БРИКС? Без взаимопонимания нет доверия, а без доверия — сотрудничества и долгосрочных проектов. Экономические проекты рушатся о стену непонимания. Ведь в общей массе наши чиновники, предприниматели и даже представители искусства не понимают менталитет и культуру Индии и Китая, не говоря уже о Бразилии и Южной Африке. Так же и наоборот — они не до конца понимают и не чувствуют наших мотивов, взгляда на мир и специфического отношения к жизни. В этом не их вина, а наше упущение в сфере гуманитарного сотрудничества и «мягкой силы».
Культура — это передача самоощущения и опыта цивилизации из прошлого в будущее. Пространство Русского Мира — это и есть наша цивилизация. Как верно заметил французский философ Жан Жорес, «нужно брать из прошлого огонь, а не пепел». Наш огонь — это православная вера, которую мы приняли в купели Херсонеса и пронесли через века. Вокруг нее развивалось государство, великая русская литература и музыка, художественное искусство и даже театр. Наследие Византии и Древней Греции сформировали сердцевину нашего исторического и бытового мировоззрения. Этим и нужно делиться с нашими партнерами!
Медведи, матрешки, самовары и народные танцы — это «пепел» культуры, который не говорит чего-то содержательного о нашем духе, о нравах народов России, об отношении к своей жизни. Судить о нас по песням «Катюша» и матрешкам — то же самое, если пытаться понять душу Индии через индийские фильмы, а Китай — через фильмы с Джеки Чаном и китайские гаджеты. Как бы то ни было — это суррогат, заменитель настоящей тысячелетней культуры, которую можно понять лишь в живом прикосновении.
Европейцам свойственно навязывать свою культуру и ценности, принуждать к политическим нормам и правилам, говорить с народами с позиции силы. Другим цивилизациям это в целом не свойственно. Конечно, нам не нужно пускать в душу индуизм, бразильское католичество или китайское конфуцианство, но понимать их нужно! Так же и наши друзья должны нас понимать через Православие, величину и простор мысли, а дальше через Достоевского, Толстого, русскую музыку и театр.
Поэтому российская культурная политика должна существенно измениться и по форме, и по содержанию. Законодателями мод в мире массовой культуры остаются США, но от содомитского Диснея и Голливуда тошнит уже весь мир. Любые мероприятия от открытия Олимпийских игр и футбольных чемпионатов до вручения Оскара и Евровидения строго подчиняются повестке: сексуальные меньшинства, извращенный феминизм, открытый сатанизм и прочие извращения. На отторжении к этому здоровых консервативных сил во всем мире должна сыграть Россия.
При всем уважении к другим народам и культурам, только Россия должна и может показать достойную альтернативу с уважением к традиционным религиям и конфессиям. Русский человек — всечеловек: «Нам внятно всё — и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений…». Еще Достоевский определил «силу духа русской народности» в «стремлении ее в конечных целях своих ко всемирности и всечеловечности». Без насилия, притеснения и колоний.
Если мы осмыслим этот подход, то совершенно иначе настроим нашу «мягкую силу» как привлекательный элемент диалога и сотрудничества внутри БРИКС. Концентрат нашего духа — в русских монастырях, военных традициях и братском уважении ко всем народам мира. С этого и нужно начинать знакомство с Россией: с визитов в монастыри, с эстетики нового русского стиля, с архитектуры, русской иконы и художественного искусства в широком смысле. Это цепляет и завораживает, а дальше — русский язык, наша композиторы и писатели, вся полнота Русского Мира.
Сейчас же культурное сотрудничество со странами БРИКС — это либо паркетный официоз с участием официальных лиц, либо «балалаечная дипломатия». Для китайцев или африканцев — это красиво, забавно, в чем-то в диковинку, но не более того. Например, в 2022 году на уровне министров культуры объединения был принят План действий по реализации Соглашения между правительствами государств БРИКС о сотрудничестве в области культуры на 2022-2026 годы. Также в ходе юбилейного X Санкт-Петербургского Международного форума объединенных культур прошла девятая встреча министров культуры стран БРИКС, принята декларация о ближайших планах и инициативах. Безусловно, это лучше, чем ничего. В платах есть важные форумы и визиты, гастроли и фестивали, но американцы с помощью одного Голливуда за то же время сделают в тысячу раз больше.
Нужно менять форматы. Культурный туризм в рамках БРИКС должен стать неотъемлемым и приятным приложением к туризму деловому. Любой экспертный или экономический форум в России должна сопровождать культурная и экскурсионная программа. Другой блестящий и заслуживающий распространения формат — Международный кинофестиваль семейных и детских фильмов «В КРУГУ СЕМЬИ», который ежегодно проходит в Ярославле. Зрители через фильмы из Турции, Ирана, Китая или Индии открывают для себя эти страны. Качественный, трогательный и семейный кинематограф может и должен заместить в отечественном прокате голливудские киноленты.
Во всем должна быть своя иерархия. Стоит только сделать шаг навстречу.