Движение «Русская Мечта» представляет видеозаписи выступлений всех участников круглого стола «Дорожная карта Русской Мечты «Россия — Пятая держава — 2045. 33 вопроса о Русской Мечте», прошедшего 23 апреля, а также ключевые тезисы, которые прозвучали на мероприятии.
1) Сергей Баранов — Координатор Экспертного совета Движения «Русская Мечта»:
О «Дорожной Карте Русской Мечты»
2) Николай Стариков — писатель и общественный деятель:
— Историческая преемственность — это обязательное условие для строительства суверенного государства. Мы должны помнить, что являемся именно Пятой Империей, что её построению предшествовала тысячелетняя история, объединившая в одно целое судьбы множества народов.
— Технологии — инструмент для достижения практических целей, а не самоцель. Без стратегического планирования и без правильной расстановки приоритетов даже инновационные разработки могут оказаться неэффективными.
— Справедливость — коренная ценность русской культуры, проявляющаяся во всех исторических эпохах. Именно справедливость задавала вектор развития всем нашим Пяти Империям.
3) Андрей Ковалёв — Председатель Общероссийского движения предпринимателей:
— России нужен новый Столыпин! Страна нуждается в серьезных реформах, которые по масштабу будут сопоставимы с преобразованиями Петра Аркадьевича. Отдельное внимание надо уделить предпринимателям. Крайне важно, чтобы общество их любило и уважало, а государство освободило от больших налогов и чрезмерного контроля. Но при этом мы не должны забывать о трудящихся, которым мы должны вернуть народную любовь, ту самую, что была в СССР и которую подпитывала великая советская культура.
4) Наталья Макеева — журналист, заместитель директора Центра геополитических экспертиз:
— Русская Мечта — это архетип, который противостоит коллективному Западу. Мечта о духовно-нравственном возрождении России выступает как культурный код, противопоставляющий традиционные ценности идеологии индивидуализма, потребительства и деконструкции, присущих западному миру. Архетип Русской Мечты формирует уникальную идентичность страны, устойчивую перед глобалистскими вызовами.
— Русское сознание воспринимает события нашей истории, включая Специальную военную операцию, через призму эсхатологического мышления. Это проявляется в интерпретации происходящего как борьбы добра и зла, заключительной битвы за сохранение духовных и культурных основ государства. Русская Мечта в этом контексте — это стремление к победе не только в военном, но и в онтологическом смысле: преодоление зла, защита традиционных ценностей и утверждение державного порядка, способного противостоять хаосу и разрушению.
5) Дмитрий Кузнецов — депутат Государственной Думы, член Комитета по международным делам
— Нашим людям необходима Русская Мечта. Народ, конечно же, мечтает о величии, но в то же время он не забывает о благосостоянии. Он уже не хочет просто сгорать ради великих идей. Он хочет пожить для себя. Русскому человеку важно обустроить свой дом и получать достойную зарплату. Но все это он хочет не для удовлетворения каких-то своих мелочных индивидуальных желаний, а для того, чтобы взрастить новые поколения русских людей, чтобы заселить необжитые территории, чтобы сделать Россию великой.
— Наш народ готов к подвигу. Но ему крайне важно, чтобы все подвиги были по справедливости оценены элитой.
— Сейчас время горизонтальных связей. Интеллектуалам из нашей патриотической среды пора забыть про все разногласия и начать вместе работать над тем, что сделает русский народ счастливым.
— Сейчас к предпринимательству в русском народе относятся как к некому допустимому греху. Предпринимателей терпят, потому что они все же так или иначе поддерживают финансово те или иные социальные проекты. Наш бизнес сам виноват в таком отношении к себе. Все 90-е и 00-е бизнесмены думали только о заработке, позабыв про свой образ в обществе. Эта ситуация может измениться, только если народ почувствует, что основная деятельность наших предпринимателей будет направлена на то, чтобы приносить обществу реальную пользу.
6) Виталий Журавлёв — доцент Московского международного университета
— Образование нельзя сводить к утилитарной функции подготовки кадров для рынка труда. Хотя потребности экономики важны, главная цель образования — формирование личности, ведь человеком рождаются, а личностью становятся.
7) Кирилл Фролов — заведующий отделом по связям с РПЦ Института стран СНГ:
— Трампобесие погубит Россию. Мы не должны верить сказкам о том, что Трамп отдаст нам Европу. Подобные мысли — опаснейшее фантазерство. При этом нельзя считать Трампа пустым местом. Трамп — это серьезный противник, который смог дать своему народу мечту о Великой Америке и который посягнул на Катехоническую миссию России.
— Конфликт между левыми и правыми патриотами может сойти на нет, если их совместные усилия будут направлены против идеи «похабного», унижающего наше достоинство мира с Украиной.
8) Евгений Гарин — директор Центра долгосрочного прогнозирования НТР и СЭР Института экономических стратегий РАН (ИНЭС):
— Россия под покровом Богородицы. Этот факт — это главное русское чудо. Только он не дал ВСУ в августе прошлого года устроить новый Чернобыль на территории Курской области. Также воплощением этого чуда является российская наука.
— На СВО мы воюем за исконно русские земли, которые наши войска спасают от сатанизма, ЛГБТ (организация запрещенная в РФ) и неорабовладельческого строя, поэтому их следует называть «спасенными», а не «освобожденными» или тем более «новыми».
— «Код Победы» и «код Пасхального Воскресения», которые упоминаются в «Дорожной Карте Русской Мечты» — очень важные понятия, однако их необходимо расширить. Так, я считаю, что «код Победы» правильнее именовать «кодом Победы добра над злом», а «код Пасхального Воскресения» — «кодом Победы жизни над смертью». В случае, если эти коды будут так расшифрованы, то многим станет ясно, за что именно мы воюем на СВО.
— «Дорожная Карта» должна быть дополнена экономическим планом, который будет содержать в себе практические шаги по достижению Русской Мечты.
9) Владимир Блинов — доцент Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ:
— Я верю, что из «Дорожной Карты» может получиться полноценный идеологический документ, реализация которого в будущем будет всерьез рассматриваться властью.
— На основании прочитанного в «Дорожной Карте» возникает вопрос о наиболее оптимальной форме правления в России будущего. Я считаю, что следующая редакция «Дорожной Карты» (в случае, если она будет) или документ, который будет развивать её идеи, должен ответить на этот вопрос.
10) Павел Стариков — директор Ассоциации содействия международному финансово-экономическому и пространственному развитию БРИКС:
— Когда мы говорим о Мечте, то мы не должны забывать о том, что за ней должно стоять стратегическое целеуказание. То есть вся система государственного управления, весь бизнес и всё общество должны вместе работать над достижением единой цели. Поэтому нам очень важно чётко понимать, чего именно мы хотим достичь.
— Центробанк и Минфин РФ опираются на аналитику Всемирного банка и МВФ. В условиях Специальной военной операции подобное недопустимо.
11) Баясхалан Бальжинимаев — председатель «Объединения буддистов Бурятии»:
— Традиционные религии России должны больше взаимодействовать друг с другом. К сожалению, сейчас диалог между ними минимален, он ограничивается лишь редкими формальными встречами без какого-либо по-настоящему живого общения.
12) Михаил Кильдяшов — писатель, секретарь Союза писателей России, региональный координатор Движения «Русская Мечта» по Оренбургской области:
— Мечта задаёт обществу метафизическую цель. Она делает из нас «вольных пленников». Нельзя назвать многодетную семью или даже Русскую Победу «Мечтой». Это лишь цели. На самом деле и многодетным отцом и воином, в конечном счете, движет именно Мечта.
— Несколько неверно называть наш документ «Дорожной Картой Русской Мечты». «Дорожная Карта» должна предполагать конкретный план и конкретные шаги к его реализации. Наш документ больше похож на манифест. Однако его нельзя назвать «Манифестом Русской Мечты», ведь Мечта всегда неуловима и её нельзя до конца вербализировать.
13) Мира Тэрада — публицист, международный правозащитник:
— Информационные технологии и искусственный интеллект могут помочь воплотить в жизнь «Дорожную Карту Русской Мечты». Очень многие вещи, о которых говорится в документе, можно и нужно реализовывать именно с помощью данных инструментов. Например, в девятом разделе ДК наука названа «основой будущего». А, как известно, её развитие сейчас сложно представить без ИИ.
— В нашей стране бизнес находится в зависимости от государства, что ограничивает у предпринимателей «полёт фантазии». Именно по этой причине у нас пока не появился свой Илон Маск.
14) Хассен Триги — ответственный секретарь Движения «Русская Мечта» по Ближнему Востоку и странам Африки:
— Если мы хотим, чтобы «Русская Мечта» была востребована во всей России, то документы вроде «Дорожной Карты Русской Мечты» должны учитывать особенности и пожелания представителей всех народов страны.
— «Русская Мечта» должна найти ответы на ключевые для страны вызовы. В повестке Движения должны стоять темы демографического кризиса, укрепления семейных институтов, защиты прав малого бизнеса и многих других важных вопросов. Только через решение таких проблем мы может получить доверие широких слоёв населения.
15) Анатолий Мальцан — заместитель министра инвестиций, промышленности и науки Московской области:
— Людей по-настоящему объединить может только общее дело. Думаю, что следующим этапом утверждения «Русской Мечты» в нашем социуме должна стать серия проектов, которые Движение будет реализовывать совместно с другими общественными организациями и государством. Проекты могут быть самые разные. Мы можем взяться за поддержку материнства, развитие и переустройство предпринимательства или местного самоуправления и за многие другие вещи.
16) Алексей Комов — архитектор, вице-президент Союза архитекторов России, первый вице-президент Союза московских архитекторов, член-корреспондент Российской академии художеств:
— Мы сегодня часто говорим о новом визуальном коде и о Большом Русском Стиле. Но нельзя забывать, что русским стилеобразующим генератором является именно мечта.
— Архитектурный стиль России требует переосмысления. За последние три десятилетия не был создан ни один новый полноценный город. И конечно же, сейчас мы не строим города, которые отражали бы русскую идентичность (не отказываясь при этом от современных архитектурных принципов). Если мы хотим исправить эту ситуацию, то нам будут необходимы обновлëнные градостроительные документы и профессионалы-патриоты. Один из возможных документов — «Визуальная доктрина Русского Мира», которая давала бы новым архитекторам конкретные ориентиры и коридор возможностей для прорыва в Большой стиль.
— Нам нужно объединëнное Министерство Архитектуры. Увы, сейчас вопросами архитектуры занимается сразу несколько разных министерств. Подобная структура жизненно необходима для того, чтобы мы осмысленно восстанавливали, строили и развивали наши русские города.
17) Анна Великая — старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, кандидат политических наук:
— Русская Мечта всемирна. Чтобы понять, как именно распространить её среди народов мира, наши ученые должны проделать колоссальную работу. Они должны подробнейшим образом изучить запросы иностранцев из тех регионов, которые представляют для нас ключевой интерес.
— Мы должны подумать над трудоустройством иностранных выпускников наших вузов, ведь они часто не понимают, куда им идти с российским дипломом. Здесь я допускаю, что проверенных специалистов можно даже допускать к работе в госкорпорациях.
18) Роман Кузнецов — социолог, руководитель исследовательского центра «Дискурс»:
— «Дорожная Карта Русской Мечты» — крайне интересный и содержательный документ. Однако ему не хватает раздела про религию и общество.
— «Русская Мечта» должна предложить государству идеологические модули для использования их в законотворчестве. Предполагается, что данные модули можно создать именно на основе «Дорожной Карты».
19) Никита Розанов — эксперт в области искусственного интеллекта:
— Перед Россией стоит важная задача: переход от экспорта сырья к производству товаров с высокой добавочной стоимостью. Нас не должно пугать то, что мировой рынок уже поделен, ведь эпоха глобализации постепенно подходит к своему завершению, нынешние игроки должны вот-вот дать слабину и открыть для нас окно новых возможностей.