Жемчужиной курортного посёлка Коктебель в Крыму является Дом-музей русского писателя, поэта и художника-пейзажиста эпохи Серебряного века Максимилиана Волошина (1877-1932).
Родился Макисимилиан Александрович Волошин в Киеве в семье коллежского советника и юриста киевской палаты уголовного и гражданского суда Александра Кириенко-Волошина и русской немки Елены Глазер. Раннее детство будущий писатель и живописец провёл в Таганроге, Севастополе и Москве, а в 1893 году вместе с матерью переехал в Коктебель, где и прожил большую часть жизни.
Будучи учеником выдающегося русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, Волошин запечатлел огромное количество крымских пейзажей, став видным представителем Киммерийской школы живописи. Однако России и всему миру этот талантливый человек больше известен как поэт-символист, автор сборников стихов «Киммерийские сумерки» (1907), «Демоны глухонемые» (1919), «Путями Каина» (1923), «Неопалимая купина» (1924).
В своём творчестве Волошин исходил из принципа: «всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить, все формы, все цвета вобрать в себя глазами». Его друг и единомышленник Валерий Брюсов так характеризовал поэзию Волошина: «…Он не затем слагает свои строфы, чтобы выразить то или иное, пережитое им чувство, но его переживания дают ему материал, чтобы сделать в стихах тот или иной опыт художника… В каждом его стихотворении есть что-нибудь, останавливающее внимание: своеобразие выраженного в нём чувства, или смелость положенной в основание мысли, или оригинальность размера стиха; или просто новое сочетание слов, новые эпитеты».
Волошин тяжело переживал разразившиеся в мире в 1914 году события: сначала Первую мировую войну, которую он характеризовал как «ужас разъярившихся времён», а потом две русские революции и разразившуюся Гражданскую войну. В условиях часто менявшейся в Крыму власти, в его доме укрывались как красные от белых, так и белые от красных. А сам поэт в 1919 году посвятил этой страшной братоубийственной трагедии русского народа стихотворение «Гражданская война», в котором есть такие строки:
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Творчество Максимилиана Волошина имеет важное объединяющее и примирительное значение для России, особенно век спустя, когда последствия той самой братоубийственной гражданской войны ещё окончательно не преодолены и не изжиты.
Скончался Максимилиан Волошин в 1932 году и был погребён в окрестностях Коктебеля на вершине горы Кучук-Енишар.
Долгие годы в Советском Союзе стихи Волошина не издавались, а его творчество долгое время находилось под запретом, как не укладывавшееся в рамки строгой идеологической доктрины большевиков. Между тем, ещё при своей жизни Максимилиан Волошин обустроил в своём доме в Коктебеле бесплатный дом отдыха для творческой интеллигенции, а перед смертью завещал его Всероссийскому союзу писателей. В 1984 году в Планерском (название Коктебеля в 1945-1992 гг.) был открыт Дом-музей Максимилиана Волошина, который в 2001 году стал отделом Коктебельского республиканского эколого-историко-культурного заповедника «Киммерия М. А. Волошина».
В музее Волошина хранится около 60 тысяч экспонатов, в том числе уникальная библиотека, насчитывающая более 9 тысяч томов. На втором этаже Дома Волошина обустроена мемориальная часть, где всё сохранено в точности, так как это было при жизни хозяина.
Дом-музей Максимилиана Волошина давно вышел за пределы просто мемориально-исторического объекта. Это настоящий центр притяжения и точка сбора для творчески мыслящих людей. Не случайно сотрудниками музея-заповедника разработан проект по созданию в Коктебеле комплексного музейно-туристического центра истории и культуры Серебряного века. Согласно разработанной стратегии развития Дома-музея М.А. Волошина как музейно-туристического центра истории и культуры Серебряного века, предполагается, что прибывший в Коктебель турист или отдыхающий будет постоянно погружён в атмосферу культуры этого выдающегося периода развития русской культуры.
В рамках реализации этого проекта предусматривается переустройство недвижимых и ландшафтных объектов вокруг Дома-музея с целью создания новых экспозиционных, инфраструктурных и арт-пространств, расширяющих возможности событийного туризма. Это очень важно и актуально, учитывая, что в гостях у Волошина в Коктебеле неоднократно гостили такие выдающиеся поэты, писатели и художники первой половины прошлого столетия как Марина Цветаева, Николай Гумилёв, Михаил Булгаков, Осип Мандельштам, Максим Горький, Михаил Зощенко, Аристарх Лентулов, Козьма Петров-Водкин.
Каждый уголок Дома-музея Волошина хранит в себе атмосферу начала XX века — этого сложного, противоречивого и трагического времени в нашей истории, который, однако, дал России и всему миру целую плеяду выдающихся деятелей культуры.