Автором проекта выступил БУКОО «Орловский областной центр народного творчества» во главе с директором Лидией Митрохиной. Это современный центр по изучению и популяризации традиционной культуры и ремёсел, который объединяет знатоков регионального фольклора, мастеров народных художественных промыслов и ремёсел, а также всех неравнодушных к традиционной русской культуре.
Среди задач, которые ставят перед собой авторы проекта, стоит выделить поддержку и развитие самодеятельного народного творчества, сохранение народных художественных промыслов и ремёсел Орловщины, сбор и изучение объектов нематериального культурного наследия региона, проведение выставок, ярмарок, фестивальных, учебно-методических мероприятий, нацеленных на популяризацию и практическое освоение традиционной народной культуры. Всё это будет способствовать улучшению культурно-досугового обслуживания населения и увеличению туристической привлекательности Орловской области.
Сегодня самобытные художественные промыслы и уникальные народные художественные традиции сохраняются исключительно благодаря усилиям энтузиастов – мастеров декоративно-прикладного искусства, краеведов, педагогов школ искусств и центров детского творчества.
Авторы проекта обращают внимание на необходимость сохранения следующих народных художественных промыслов Орловщины:
1) Чернышинская народная глиняная игрушка – известна с XIX века, впервые описана в 1932 году краеведом В.Н. Глаголевым. Локализация – село Чернышено Новосильского уезда Тульской губернии (ныне – Новосильскйи район Орловской области). Игрушки-свистульки представляют собой фигурки людей и животных, расписанные минеральными и анилиновыми красками. Особое место занимает свистулька-кукушка, которая изготовлялась специально к Преполовению – престольному празднику деревни Чернышено.
2) Плешковская народная глиняная игрушка из деревни Плешково Ливенского района. Внешне изделия достаточно просты и архаичны. Характерные блёстки плешковской глине придают вкрапления минерала меллита. Чаще всего местные умельцы лепили фигурки коней, всадников, коров, кур, петухов, уток. Подготовленные игрушки сушили, обжигали в горнах, а иногда и в русской печи при варке пищи. После этого их расписывали, используя преимущественно синий и красный, либо зелёный и красный цвета из тёртого кирпича, сока листьев лопуха, ягод бузины.
Несмотря на внешнюю простоту и архаичность, плешковская глиняная игрушка – это ещё и необычный музыкальный инструмент. У свистка проделываются два дополнительных отверстия, что даёт возможность исполнять простейшие наигрыши.
3) Орловский спис — уникальная традиционная вышивка Орловской области. Изначально эта техника использовалась для вышивания обрядовых полотенец и скатертей, а начиная с 30-х гг. XX века и постельного белья. Среди архаичных сюжетов этой вышивки, дошедших до наших дней, выделяются древо жизни, птица-пава, лягушка-рожаница. Списовое шитье представляет собой сочетание большого разнообразия швов (тамбурного, стебельчатого, «вперед иголку») и технических приемов («набора», двухстороннего креста, счетной глади).
Сегодня в Орловской области технике списа работают семь вышивальщиц, которые создают как копии подлинников конца XIX — начала XX вв., так и собственные авторские произведения.
4) Мценское кружево отличается активным использованием архаичных геометрических мотивов и воздушных фоновых решёток. Будучи само по себе необычайно тонким, ажурным и самобытным, оно на равных конкурировало с европейскими образцами. В столичных магазинах мценские кружевные изделия нередко выдавали за европейские.
В 1899 году княгиней А.Д. Тенишевой в Мценске была открыта школа кружевниц, в которой обучались девочки 8-12 лет. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году мценское кружево было удостоено серебряной медали.
5) Ливенская гармонь (ливенка) получила распространение во второй половине XIX века. Её характерной особенностью являются меха, которые могут быть растянуты до двух метров, а также оригинальные басы — «хрипунчики», «барабанчики», «пискунчики», звучание которых напоминает подыгрывание рожка, жалейки или сопелки.
В конце XIX века в Ливнах и Ливенском уезде жили и работали не менее 20 мастеров, создававших гармони. Сегодня в городской мастерской по изготовлению и ремонту этих музыкальных инструментов трудится 8 специалистов.