ОАО «Калининградский морской торговый порт» (ОАО «КМТП») – крупнейшее предприятие самого западного российского региона, расположенное на Балтийском море в устье реки Преголя.
Терминалы ОАО «КМТП» расположены во внутренних (Вольной и Индустриальной) гаванях Калининграда и соединены с Балтийским морем 43-километровым судоходным каналом, имеющим ширину 80-150 метров и глубину 9-10,5 метров.
Уникальность Калининградского морского торгового порта состоит в выгодном географическом положении, развитой портовой инфраструктуре, наличии современного погрузочного оборудования и техники, позволяющей обрабатывать самые разные виды грузов и благоприятных природных условиях. Так, Калининградский морской порт – единственный в России порт на Балтийском море, который не замерзает в зимнее время.
Кроме того, неоспоримым преимуществом Калининградского морского торгового порта является его близость к европейским государствам, а одновременно регионам центральной России и Белоруссии, что позволяет осуществлять транзит грузов во всех направлениях.
Среди основных услуг, оказываемых ОАО «КМТП», погрузочно-разгрузочная деятельность, хранение грузов, складские и швартовые операции. Также предприятие занимается сдачей в аренду офисных и складских помещений и объектов инфраструктуры.
С января 2021 года возглавляет предприятие Владимир Лавренчук. В настоящее время под его руководством реализуется комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры Калининградского морского торгового порта, который предполагает увеличение к 2025 году мощности российских морских портов на Балтике с 382 до более 450 миллионов тонн.
В частности, планируется проведение реконструкции берегоукреплений оградительных дамб Калининградского морского канала и развитие мощностей ООО «Приморский универсально-перегрузочный комплекс».
Также правительством Калининградской области подготовлен проект по созданию глубоководного международного морского порта в районе посёлка Янтарный и проведение модернизации портовой инфраструктуры Калининградского морского судоходного канала. По словам губернатора региона Антона Алиханова, расположение порта в районе поселка Янтарный позволит значительно уменьшить ограничения заходов крупнотоннажных судов в порт по метеоусловиям и сократить ежегодные расходы на поддержание габаритов подходов к морскому каналу и самого судоходного канала, что обеспечит конкурентоспособность порта.
Сегодня Калининградский морской порт является стратегически важным объектом как для Калининградской области, представляющей собой анклав, отделённый от основной части России откровенно недружественными прибалтийскими государствами и Польшей, так и для нашей страны в целом. Клиентам и инвесторам порта предоставляются налоговые и таможенные льготы, которые предусмотрены Законом РФ «Об особой экономической зоне Калининградской области».