Автор проекта: председатель Архангельской региональной общественной организации содействия сохранению и развитию народной поморской культуры «Мастеровые поморы», народный мастер России Галина Александровна Челпанова.
Создатель Музея поморской варежки Галина Челпанова по образованию инженер-технолог. Окончила факультет механической обработки древесины Архангельского лесотехнического института. Работала мастером и инженером на Соломбальском ЛДК.
В 1987 году молодая семья Челпановых переехала в Новодвинск. Муж сразу нашел работу, а Галина Александровна воспитывала сына и два года работала надомницей. Тогда и пришло увлечение вязанием с традиционным орнаментом.
«В журналах я искала узоры для рукавиц. Очень понравились старинные рисунки Лезгинцевой. Собирая их, она объездила весь Север, вплоть до Чукотки. Об этом авторе, а также ее интересные рассказы об орнаменте и семантике я прочитала в журнале «Северные просторы». Так начала вязать варежки с орнаментом. Моя бабушка была хранительницей народных традиций, и мне очень захотелось возрождать и сохранять изделия народных промыслов», — рассказывает народная мастерица.
В 1994 году Галина Челпанова создала кружок вязания в новодвинском ДЮЦ. На занятия к ней приходило много девочек, которые вязали наряды для кукол Барби. Постепенно юные мастерицы освоили технику вязания, стали вязать рукавички и другие вещи.
«Мы продавали свои изделия на ярмарках, а на вырученные деньги покупали нитки, ездили в экспедиции. Тогда наш девиз был — “Найти и сохранить”. В деревнях мы искали старинные рисунки, учились новым технологиям. Бабушки делились тонкостями, как по особому закрывать варежку, чтобы рисунок заходил на палец, как вывязывать после резинки обручок с молитвой, как по цветовой гамме располагать орнамент изделия — нельзя ни одной петельки прибавить или убрать, а то получится злой клыкастый дракон», — делится своими воспоминаниями Галина Александровна.
Юные вязальщицы побывали в деревнях Лешуконского, Мезенского, Пинежского и Приморского районов. Записывали за бабушками значение рисунков, а после экспедиций работали со справочной литературой, узнавали символику и семантику орнаментов. Было собрано много исследовательского материала. Ученицы Галины Челпановой писали доклады и исследовательские работы, выступали на городских, региональных и всероссийских научных конференциях и форумах, успешно участвовали в творческих конкурсах, некоторые из них связали свою профессию с этнографией.
Параллельно Галина Александровна работала с источниками в отделе краеведения Архангельской областной библиотеки имени Н. А. Добролюбова, искала словари и энциклопедии по семантике и символике орнамента. Так она с ученицами собрала огромный теоретический материал и освоила технологию.
В 2007 году мастерицам выделили помещение в Новодвинском городском культурном центре. Так открылась народная студия «Нить Ариадны», в которой сегодня занимаются 73 человека. А в 2019 году, благодаря Фонду президентских грантов, появился Музей поморской варежки, который сразу же стал центром притяжения мастеровых горожан. Здесь новодвинцы обучаются вязанию, регулярно проходят конференции и творческие встречи.
Галина Челпанова со своими мастерицами постоянно участвует и побеждает в соревнованиях и грантовых конкурсах различного уровня. Деятельность народного мастера по сохранению поморского культурного наследия, популяризации народного прикладного творчества получила высокую оценку на уровне Общественной палаты РФ, отмечена президентскими грантами, дипломом «Лучшая социальная практика» на всероссийском уровне.
Благодаря реализации авторского проекта Галины Челпановой по созданию Музея поморской варежки, Новодвинск стал победителем Всероссийского конкурса на лучшую муниципальную практику в номинации «Укрепление межнационального мира и согласия: реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне». Город бумажников получил президентский грант в размере 75 миллионов рублей на развитие бренда поморской варежки. На эти средства планируется создание этноцентра общественных инициатив по сохранению народных традиций.
В 2022 году коллекция музея пополнилась 400 вязаными вещами, среди которых поморские рубахи, чулки и другие изделия. Сегодня Новодвинск позиционируется как колыбель поморской варежки. Мастерицы провели конкурс стихов собственного сочинения, посвящённых поморской варежке. Они мечтают, чтобы музей стал примером для мастеровых людей.
На какие экспонаты всегда обращают внимание гости музея? В первую очередь это варежки с тремя пальцами. Маленькие дети, увидев их, радуются: «Ой, зайчик!» Впервые такие варежки Галина Александровна увидела в Российском этнографическом музее в 2001 году и сфотографировала их, затем рассчитала количество петель и рядов, скопировала орнамент и связала реплику. Оказалось, что такие варежки входили в комплект праздничной одежды звонаря и надевались всего четыре раза в году.
Всех удивляют варежки, которые снизу украшены бахромой и орнаментом, а сверху оставлены белыми. Вот эта чистая, ничем не украшенная часть варежек «сообщала» окружающим, что их владелица — невеста, идущая на венчание в храм.
В орнаменте ярких многоцветных лешуконских варежек можно увидеть солярные знаки, знаки плодородия и сильный обережный знак — рыболовную сеть. В орнаменте более сдержанных по цвету мезенских варежек — знак пожелания в охоте, заячьи ушки, следы оленя и медведя, рога молодого оленя и оленя-быка.
Орнаменты до сих пор до конца не изучены. Отметим, что неизвестного в них гораздо больше, чем известного. Орнаменты на варежках — это дошедшие до нас отголоски какой-то предыдущей эпохи или даже целой цивилизации. Помните, как в сказке «Снежная королева» лапландка отправила финке письмо на сушеной треске? Там было нацарапано всего несколько знаков, но финка получила из них много информации. Так и с варежками — в их орнаменте заложен целый рассказ. И даже просто попытаться расшифровать подобные «послания» — это очень интересно и захватывающе!
В настоящее время новодвинцы зарегистрировали бренд и разработали проект Центра общественных инициатив по сохранению народных традиций, который откроется в здании бывшего детского сада. В этом центре будут организованы выставочный зал, сувенирная лавка, место для проведения мастер-классов. Переедет туда и Музей поморской варежки.
«Что это даст городу? Музей — это инструмент брендирования и привлечения туристов, а мы хотим развивать Новодвинск через продвижение в нем туризма. Поэтому, сегодня мы пишем и заявляем на гранты туристические проекты и очень рады, что по нашим следам уже идут другие городские общественные организации» — подчёркивает Галина Челпанова.