На самолёте по грибы

Автор-мечтатель проекта: инженер и преподаватель Академии гражданской авиации Илья Деев.

В эпоху сверхзвуковых самолетов в Академии гражданской авиации строят маленькие «этажерки» образца начала ХХ века.

Огромный ангар, расположенный в Авиагородке, буквально напичкан маленькими винтажными самолетиками, напоминающими карточный домик. Первая мысль, которая посещает любого нормального зрителя, попавшего сюда впервые: неужели, это всё взлетит?

Но инженер и преподаватель Академии гражданской авиации Илья Деев спокойно утверждает, что у него все летает, и что это не макеты.

Единственный современный самолет в этом ангаре – CH-701, который Деев сразу окрестил «Головастиком» за его нестандартную фигуру и задранный нос. Он рассчитан на пилотов средней квалификации, которые будут взлетать и садиться не на аэродромы, а, как говорится, где придется. Мощная механизация на крыле позволяет летать на больших углах, а высокая подъемная сила укорачивает дистанцию взлета и посадки. То есть, для разбега и посадки вполне хватает 30 метров. Причем совершенно обычной дороги с кочками и ямами.

Пока «Головастик» больше напоминает консервную банку, с помощью которой взрослые люди играются в кружке «Умелые руки». Однако к июлю-августу его собираются доделать: как раз начнется грибной сезон, и можно будет слетать за белыми в соседнюю Новгородскую область.

Все остальные самолеты в ангаре выглядят еще неказистее. Но это уже модели первой половины ХХ века.

В крохотном каркасе сложно узнать первый в мире истребитель дальней авиации «Сикорский-16». Великий русский конструктор Игорь Сикорский его построил накануне Первой мировой войны в 1914 году.

Тогда конструкции были деревянными. В каждый свой истребитель Сикорский вносил какие-нибудь изменения. Поэтому, сегодня достаточно сложно построить самолет, максимально приближенный к оригиналу. Тем более, что информации и чертежей сохранилось очень мало. И все они разбросаны по разным источникам.

По техническим характеристикам «Сикорский-16» напоминает автомобиль «Оку». Скорость – всего 120 километров в час, а вес – 650 килограммов. Такие истребители сопровождали знаменитые бомбардировщики «Илья Муромец», отбивали атаки вражеских самолетов и даже уничтожали некоторые наземные огневые точки. Из их кабин также вели кино- и фотосъемки позиций противника.

Первый пилот сидел почти под крылом самолета, и верхняя часть обзора ему была плохо видна. За обстановкой вокруг обычно наблюдал второй пилот, у которого также были два пулемета – стационарный и ручной.

Даже сегодня себестоимость такого истребителя чисто символическая – меньше 100 тысяч рублей. Правда, расходы за хранение будут больше. Да и времени на строительство «Сикорского-16» уйдет около 2 лет, хотя в прошлом веке с ним справились бы всего за 2 недели.

Илья Деев – профессиональный военный. Служил офицером в Пушкине на авиаремонтном заводе. Когда в конце 1990-х годов завод закрыли, часть народа разбежалась, остальные перешли на другие заводы. А он еще раньше, не дожидаясь полного развала, ушел в запас и стал заниматься сверхлегкой авиацией.

Тогда нужны были пилоты для «химической авиации». И Деев начал испытывать новые летательные аппараты по обработке полей с ультрамалым объемом. Они, кстати, летают до сих пор.

Потом Деев помог энтузиастам из рижского авиационного института закончить строительство французского «Ньюпора», который теперь стоит в музее ВВС в подмосковном Монино. После чего решил построить свой самолет у себя дома.

Вот до таких масштабов может вырасти увлечение талантливого инженера-энтузиаста.