О бренности бытия

Общественники из Республики Марий Эл всерьёз озаботились проблемой суицида среди финно-угорских народов России.

Среди трёх основных этнических групп, проживающих на территории России, экспертами выделены три, наиболее склонных к завершению жизни путём самоубийства: финно-угры, монголы и малочисленные народы Севера. В культурах большей части этих народов сложилось лояльное отношение к возможности совершения суицида. У некоторых этносов самоубийство даже одобрялось как достойный выход из критической ситуации.

Так, культурные традиции монгольских народов, в частности бурятов и калмыков, произрастают из буддизма с его идеей реинкарнации – возрождения после смерти. Буддизм рассматривает жизнь как цепь страданий, вызванных стремлением жить, и призывает людей подавить в себе это желание. Такие религиозные установки, по мнению социологов, и наложили отпечаток на отношение людей к смерти.

Традиционные верования народов Севера и народные религии финно-угров тоже не осуждали самоубийство и содержали представления о жизни после смерти. В финно-угорском фольклоре даже описываются детские игры в похороны и загробную жизнь, которая ничем не отличается от реальной.

Непримиримо относящееся к суициду христианство вошло в культуру финно-угров всего около 350 лет назад, поэтому не успело существенно повлиять на их самосознание.

Еще одна этнокультурная причина самоубийств – особенности национальной психологии некоторых упомянутых народов. Существует даже гипотеза, что предрасположенность к самоубийству заложена в генофонде некоторых народов и этносов. Представители этносов с высокой суицидальной активностью отличаются повышенной чувствительностью, интровертностью, склонностью к накоплению внутренних переживаний в стрессовых ситуациях.

Показательно, что среди мотивов самоубийств у финно-угорских народов преобладают неагрессивные формы, такие как обида, тоска, грусть. Решающим фактором для них может стать затронутое самолюбие и личное достоинство. Представители славян идут на крайний шаг, как правило, в экспрессивном состоянии из-за отчаяния, протеста, мести, возмущения, гнева. 

Учёные считают, что России необходима специальная программа профилактики самоубийств, которая бы учитывала культурное и этническое многообразие нашей страны. Так, например, в Удмуртии местными психиатрами разработаны и внедряются этнокультурально обоснованные подходы к диагностике, терапии и профилактике суицидального поведения. На основе этих исследований будут разработаны программы, которые могут сохранить немало человеческих жизней.

Инициаторы проекта предлагают создать в Йошкар-Оле Общероссийский центр по вопросам решения проблемы суицида в России, а также открыть его филиалы в регионах, где эта проблема стоит наиболее остро.

Кроме того, необходимо на федеральном уровне принять Программу сохранения населения от самоубийств. В частности, образовать межконфессиональный Совет традиционных религий России с принятием идеологических установок, которые были бы нацелены на профилактику суицида.  

В перспективе также возможно создание так называемого «министерства счастья» — координационного органа, который бы занимался снижением упаднических настроений в обществе.

Авторы инициативы считают, что профилактика суицида и формирование «счастливого общества» в целом никак не зависит от уровня развития экономики и является неотъемлемой частью надстроечных институтов.

Высокая духовность населения России, традиции взаимопомощи, стремление поддержать близкого в трудной ситуации, позволят России стать лидером международного движения по борьбе с суицидом.