Пермская деревянная скульптура

Благодаря ученым-энтузиастам Пермский край сохранил уникальное скульптурное наследие.

Храмовая скульптура или пермская деревянная скульптура, которую часто именуют просто «пермскими богами» — это один из главных символов Пермского края. Большинство оригинальных художественных шедевров хранится и экспонируется в Пермской государственной художественной галерее (ПГХГ).

Уникальные экземпляры пермской деревянной скульптуры, выполненные на высоком профессиональном уровне, выставлялись в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Историческом музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, в других городах РФ, а также в Германии, Франции, Японии, Бельгии, Италии. И везде «пермские боги» имели потрясающий успех.

Пермская деревянная скульптура, которая получила распространение на территории современного Пермского края в XVII-XIX вв., является прекрасным образцом восточно-христианского искусства. При этом она сохранила явно просматривающиеся черты языческой культуры (от финно-угорской культуры идолопоклонников) и даже испытала влияние западноевропейского барокко.

Особую и важную роль в сборе, формировании и сохранении пермской национальной гордости сыграли первые директора ПГХГ — А.К. Сыропятов (1922-1925) и Н.Н. Серебренников (1925-1949).

Деревянные «статуи» «пермских богов», резные произведения сакрального смысла в массе своей свозили в Пермь из глухих населенных пунктов Северного Прикамья (Верхнекамья). Доставлять их приходилось в довольно непростых условиях — на санях, телегах, лодках до ближайшей пристани. Помимо сложностей транспортировки Н.Н. Серебренникову и его учителю А.К. Сыропятову приходилось на местах доказывать ретивым комсомольцам-атеистам непреходящую ценность «пермских богов» для современников и будущих поколений. К сожалению, спасли они тогда не всё.

Препятствовали сбору уникальной коллекции не только местные атеистические власти и общественные деятели из числа воинствующих безбожников. Образцы деревянной скульптуры нужно было нередко отыскивать в подвалах, запасниках церквей, на колокольнях, в рухлядных, кладовках и чуланах, так как канонически Русской православной церковью запрещалось объемное (трехмерное) изображение Христа (в 1722 и 1767 г. Святейший Синод строго запретил подобные изображения).

Несмотря на запреты и «борьбу с идолами», некоторые из этих удивительных памятников уцелели до наших дней. После первой экспедиции Н.Н. Серебренникова и А.К. Сыропятова в Пермь было доставлено 195 найденных деревянных скульптур. Всего с 1923 по 1926 годы эти замечательные подвижники отечественной культуры организовали шесть экспедиций. Ими было приобретено 412 отдельных фигур, а в последующие годы коллекция пополнилась еще на треть.

В судьбе ныне известной пермской коллекции самое активное участие принимали теоретик искусства, реставратор, просветитель, художник-живописец, академик АН СССР И.Э. Грабарь (в 1925 году был участником экспедиции Н.Н. Серебренникова в Верхнекамье) и нарком просвещения РСФСР, академик АН СССР А.В. Луначарский.

Посетив Пермский музей, Луначарский в книге посетителей оставил такую запись: «Совершенно потрясающее впечатление производит богатейшая коллекция деревянных скульптур…»

Возвратившись в Москву, Луначарский в 1928 году опубликовал в журнале «Советское искусство» большую статью о пермской скульптуре, а Н.Н. Серебренников, благодаря А.В. Луначарскому, в том же году издал свою книгу «Пермская деревянная скульптура». Прочитавший этот труд И.Э. Грабарь отметил, что книга является по существу «первым во всей литературе по русскому искусству опытом сводки наших знаний о русской деревянной скульптуре».

К счастью, региональные и центральные музеи в советский период не полностью вывезли редчайшие экспонаты пермских богов из тех населенных пунктов, где они создавались и выполняли свои «функции» в их «первозданной» среде. Это относится и к Березниковскому историко-художественному музею (БИХМ) им. И.Ф. Коновалова, в котором хранятся и экспонируются шедевры. Директор сначала Усольского, а затем Березниковского музея Иван Федорович Коновалов (1902-1981) вместе со своими единомышленниками очень много сделал для выявления, сбора и сохранения уникальных раритетов нашего региона, в том числе памятников пермской деревянной пластики. Благодаря Коновалову и его единомышленникам, в наши дни в БИХМ представлены уникальные образцы пермской деревянной скульптуры, с которыми еще не знакомы широкие круги общественности.

По форме, по сюжетам экземпляры деревянной скульптуры в Березниковском музее тоже связаны с традициями древнерусской резьбы, а сама технология изготовления скульптуры напоминает иконную. Для своих изделий мастера предпочитали сосну и липу, которые обрабатывали с помощью топора и ножа (в XVIII веке употреблялись также тёсла, долота, пилы, стамески, буравы, струги и дорожники).

На поверхность дерева для росписи наносился левкас (меловой грунт), а роспись — яичной темперой, нередко дополняясь позолотой (листовым или «твореным» золотом) и серебрением. Позднее, в XIX веке мастера скульптуры начали расписывать свои произведения и масляной краской.

В скульптурах привлекает буквально всё — и техника исполнения, и позы, и сюжеты, но особенно лицо Христа с выраженными чертами азиатского типа, так как аборигены Северного Урала — это финно-угры, в нашем случае коми-пермяки, коми-зыряне, ханты (остяки) и вогулы (манси).

Все предметы пермских памятников деревянной резьбы в Березниковском историко-художественном музее собраны из населенных пунктов современного Березниковского городского округа. Сегодня в БИХМ представлены 34 скульптуры. Все они являются важным культурным и художественным феноменом нашего Отечества.

Но ничего этого не случилось, если бы не идея об экспедициях и сохранении наследия в головах Н.Н.Серебренникова и А.К.Сыропятова. Всё великое всегда начинается с идеи и решимости человека внести вклад в историю. Так и у наших учёных вера в свою идею дала столь огромный результат.