История одного из первенцев советского сельскохозяйственного машиностроения началась 21 июля 1929 года, когда были запущены первые цеха завода и с конвейеров сошли первые плуги, сеялки и сноповязалки.
Создание «Ростсельмаша» дало толчок к началу индустриализации Донского края и качественно новому обеспечению переживающего коллективизацию сельского хозяйства нашей страны. В 1931 году на «Ростсельмаше» были построены два новых советских комбайна «Сталинец», которые в отличие от широко закупаемых в то время американских аналогов и созданного на их основе первого советского комбайна «Коммунар» (выпускался с 1930 года на одноимённом заводе в Запорожье), были способные убирать не только хлеб, но ещё и подсолнечник, кукурузу и просо.
24 января 1932 года с конвейера ростовского предприятия сошёл первый серийный прицепной комбайн «Сталинец-1», после чего развернулось массовое производство этих необходимых в сельском хозяйстве машин. За восемь лет «Ростсельмаш» произвёл свыше 50 тысяч комбайнов этого типа, которые в 1937 году были удостоены высшей награды Всемирной промышленной выставки в Париже – диплома «Grand Prix». Советские комбайны стали востребованы не только в СССР, но и закупались как странами Востока (Турция, Афганистан, Иран, Китай, Монголия), так и некоторыми европейскими капиталистическими государствами – Грецией, Данией, Нидерландами.
С началом Великой Отечественной войны «Ростсельмаш» полностью перешёл на выпуск военной продукции – снарядов, мин, фугасных авиабомб, а с приближением гитлеровских нацистов к Дону значительная часть промышленного оборудования была эвакуирована в Ташкент, где образованный на базе «Ростсельмаща» завод №708 продолжил выпуск необходимой для фронта продукции.
После изгнания с Донского края немецких захватчиков в Ростове-на-Дону началось восстановление «Ростсельмаша», которое заняло свыше четырёх лет. Уже в 1947 году с конвейера сошли усовершенствованные комбайны «Сталинец-6», которые отличились при освоении целины.
С 1957 года на «Ростсельмаше» началось производство первых советских самоходных зерноуборочных комбайнов СК-3. После чего последовал выпуск целой линейки комбайнов, которые и в наши дни можно встретить на полях России и бывших советских республик: СК-4 (1960 г.), СК-5 «Нива» (1972 г.), «Дон-1200» (1986 г.), «Дон-1500» (1986 г.), а также новейшие модели: Acros 530 (2004 г.), Don 680M (2006 г.), Vector 410 (2009 г.), TORUM 740 (2009 г.), Acros 580 (2011 г.), Vector 450 Track (2011 г.), RSM 161 (2015 г.), TORUM 780 (2015 г.), RSM S300 Nova (2017 г.).
Тяжёлые для всей нашей страны 1990-е годы «Ростсельмаш» сумел пережить, благодаря мужеству и настойчивости своего директора, Героя Социалистического Труда Юрия Пескова, который 18 лет с 1978 по 1996 годы возглавлял предприятие и не дал его закрыть и растащить поборникам «демократии» по лекалам международного финансового капитала.
Новая же страничка в истории ростовского комбайностроения открылась в 2000 году, когда «Ростсельмаш» вошёл в состав ООО «Новое содружество», созданного предпринимателями Константином Бабкиным, Дмитрием Удрасом и Юрием Рязановым. Благодаря их усилиям, предприятие пережило настоящий ренессанс, наладив продажи в 35 странах и открыв новые производства.
Сегодня «Ростсельмаш» — это международная агромашиностроительная компания, которая производит целый ряд передовых зерно- и кормоуборочных комбайнов, включая лучший в мире тяжелый зерновой комбайн TORUM с элементами искусственного интеллекта. Производится также гамма прочей сельхозтехники, в том числе канадские энерговооружённые тракторы Versatile 2375 и Versatile 460 Delta Track компании Buhler.
Целью Константина Бабкина и его команды является достижение полной независимости России в части производства современной сельскохозяйственной техники, обладающей искусственным интеллектом, в том числе беспилотной.
Внедрение в русское село нового технологического уклада позволит перейти на «высокоточное земледелие» и сократить уборку урожая до двух недель, что позволит избежать потери 10-15% зерновых.
Кроме того, роботизация и внедрение беспилотной техники значительно компенсирует нехватку механизаторов, позволит не только сохранить урожай, но и снизить затраты на топливо и труд.
Не секрет, что после 1991 года в России остаётся почти 40 миллионов гектаров заброшенных пахотных угодий. Внедрение современной сельхозтехники позволит начать их повторное освоение.
Экономический эффект от таких мер в перспективе превысит все ожидания. Россия вновь станет мощным экспортёром продовольствия, особенно готовых сложных изделий. А глубокая переработка агросырья – вплоть до биотехнологических производств вдохнёт новую жизнь в русское село.
Сегодня на «Ростсельмаше» уже готовят к запуску в серийное производство новейший беспилотный комбайн. Это позволит предприятию стать не только машиностроительным гигантом, но и крупной IT-корпорацией, специализирующейся на применении информтехнологий в агропроме. А при наличии соответствующей господдержки «Ростсельмаш» имеет все шансы на то, чтобы завоевать новые внешние рынки и стать корпорацией глобального уровня.