Таганрогский музей авиационной техники

Автор-мечтатель проекта: основатель и хранитель музея авиационной техники, подполковник-инженер в отставке Владимир Стоянов.

Создатель уникальной авиаэкспозиции Владимир Стоянов более четверти века отдал службе в Военно-воздушных силах СССР, долгие годы служил авиационным инженером 963-го Краснознамённого учебного авиаполка Ейского высшего военного авиационного училища лётчиков (ЕВВАУЛ), который в 1963-1989 гг. базировался в Таганроге. Среди выпускников этого учебного авиаполка 24 Героя Советского Союза и Российской Федерации, в том числе лётчики-космонавты Владимир Джанибеков, Геннадий Падалка, Юрий Онуфриенко, авторы фигур высшего пилотажа «кобра» и «колокол» Виктор Пугачёв и Анатолий Квочур.

«За 25 лет службы в ВВС я понял, что наше авиационное наследие — это не только техника, это немалый пласт культуры. Ведь, помимо прикладного результата, любая модель, любой тип самолёта — это зримое выражение того потенциала, что раскрывал в себе человек при их создании. Знакомиться с авиационным наследием полезно. Но для нас с вами, преемников великой самолётостроительной державы СССР, это, по-моему, ещё и необходимо. Ведь уникальные достижения отечественной авиации — это кладезь, из которого можно черпать как гордость за прошлое, так и веру в будущее. Но востребован ли у нас этот кладезь сегодня? Пока мало. В США авиационных музеев — 322. в Европе — 173, в Азии — 25, в России — 11, в том числе наш музей. Можно сказать, что Запад богаче. Но даже не в самой сытой Африке авиационных музеев около 20», — рассказывает Владимир Стоянов.

Интересно, что основой для музейной экспозиции послужила БЛАТ – база ликвидации авиационной техники, которая находилась на бывшем месте дислоцирования 963-го учебного авиаполка в 1990-е годы. На БЛАТ базировались подготовленные к утилизации, согласно подписанному Михаилом Горбачёвым «Договору об ограничении вооружений», самолёты, за уничтожением которых строго следили инспекторы НАТО.

«Это были чёрные дни для нашей авиации. Однако именно работа БЛАТа стала прологом к созданию музея, подтолкнула меня и командира базы полковника Корниенко к мысли, что пока не поздно, надо хоть что-то спасти. Если не для авиации, то для истории», — продолжает создатель музея.

По его словам, создание экспозиции столкнулось с жёстким противодействием бюрократов. Помощь оказал выпускник 963-го полка, командующий 4-й Воздушной армией, Герой России генерал Владимир Михайлов. Своим распоряжением от 27 марта 1995 года он приказал передать будущему музею 4 списанных самолёта — МиГ-21бис, МиГ-23МЛД, МиГ-25БМ и Су-22УМК. Так началась история Таганрогского музея авиационной техники.

БЛАТ вскоре после этого упразднили. Однако тотальное уничтожение авиации на этом не прекратилось. Если на БЛАТе самолёты пилили политически, называя это ликвидацией, то потом это стало просто бизнесом. С «бизнесменами» создателю музея приходилось играть на опережение. Многие дальнейшие экспонаты попали на хранение в буквальном смысле из-под ножа. Так, при расформировании Марцевской школы механиков Стоянову и его единомышленникам удалось быстро перехватить чехословацкий реактивный учебно-тренировочный самолёт Aero L-39 Albatros, а в Морозовском гарнизоне — Aero L-29 Delfin.

«Намного сложнее было там, куда мы приходили вторыми. Например, когда из Ейска пришла информация, что в авиационном училище готовят к списанию уникальный палубный штурмовик Як-38, я сразу же выехал в Ейск. Ведь Як-38 — это первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки, таких машин в России единицы остались! Однако к моему приезду от самолёта в училище уже и след простыл. Почти случайно я нашёл его на одной из металлоприёмок, где Як-38 лежал на куче железа, уже готовый к утилю. Заведующий тогда требовал с меня столько же цветмета, сколько весит сам самолёт — около 6,5 тонн. Выручили однополчане из 963-го полка, которые помогли мне собрать выкуп за Як-38, за что им большое спасибо», — делится воспоминаниями создатель уникального музея.

Но наряду с победами были и горькие неудачи. Самая трагичная из них — история самолёта-амфибии вертикального взлёта и посадки ВВА-14 конструкции знаменитого Роберта Бартини. Много лет этот, пожалуй, самый экзотичный советский военный самолёт, лежал забытый у одного из цехов ТАНТК имени Г.М. Бериева в Таганроге. Похожий то ли на древнее чудище, то ли, наоборот, на что-то из далёкого будущего, этот ВВА-14 мог стать жемчужиной любого мирового музея авиации. Стоянов официально обратился к генеральному конструктору ТАНТК с просьбой передать ВВА-14 музею. Ответа ждал долго, пока случайно не узнал, что чуть не на следующий день после его обращения завод порезал и продал уникальное творение Бартини на металлолом.

«Вроде и пора бы привыкнуть к той лёгкости, с которой последние лет 30 режут и ломают наше народное достояние, да всё никак не могу. Как говорил Верещагин: “За державу обидно”», — признаётся Стоянов.

А вот один из первых советских реактивных боевых самолётов МиГ-15 УТИ энтузиастам исторической памяти удалось вырвать из небытия. Некогда принадлежавший клубу «Юный лётчик», разобранный и обкраденный истребитель валялся возле Военведа в Ростове, приспособленный местными под лавочку «для пивка». Реставрация и восстановление утраченных элементов заняли 10 месяцев, но результаты превзошли все ожидания. Самолёт приобрёл первозданный внешний вид и сегодня является одним из лучших экспонатов музея.

Всего в настоящее время в коллекции музея 14 летательных аппаратов, 11 типов авиадвигателей, учебных образцов авиаоборудования и вооружения, комплектов снаряжения летчика. Также собрана коллекция из более 250 авиаминиатюр, библиотека авиационной литературы, виде­отека, а также материалы, посвя­щённые авиаторам Таганрога. Практически все экспонаты доступны, нигде не висят таблички «руками не трогать», «не подходить», «не дышать». Можно запросто сесть в кабину самолёта.

В настоящее время уникальная экспозиция поддерживается и сохраняется силами трёх энтузиастов – создателя музея Владимира Стоянова, смотрителя фонда, офицера в отставке Александра Загуменова и морского лётчика запаса Геннадия Шейкина. Сам музей расположен на территории воинской части, которая является режимным объектом. Свободный проход туда невозможен, поэтому о существовании музея знают немногие даже в Таганроге.

Остаётся проблема и со статусом музея. Как объясняет Стоянов, буквально за забором музея на взлётно-посадочной полосе стоят два списанных военных транспортника — Ан-12 и Ил-76, которые принадлежат Министерству обороны. В любой момент обе машины могут быть утилизированы, хотя для передачи музею их нужно перекатить всего на несколько десятков метров. Однако военное ведомство не спешит передавать самолёты музею АО «325-й авиаремонтный завод». Необходимо, чтобы экспозиция стала либо городской, либо региональной структурой.

«Выход для музея вижу сейчас один — перенос за пределы воинской части и признание Таганрогом музея в качестве своей, городской структуры, — подчёркивает Стоянов. — Это было бы разумно, музей стал бы доступен таганрожцам и гостям города, а ещё мог бы стать отличной учебной площадкой для Неклиновской лётной школы, авиационного колледжа им. В.М. Петлякова, кафедры летательных аппаратов ИТА ЮФУ. С просьбой о признании мы не первое десятилетие обращаемся к администрации города. Градоначальники нашу идею обычно одобряют, соглашаются с её правильностью и полезностью. И передают помощникам на вечное “рассмотрение”».

Сегодня только привлечение внимания властей и общественности к авиационному музею может сохранить уникальную в своём роде экспозицию для грядущих поколений влюблённых в небо мечтателей и сделать её ещё одной «визитной карточкой» Таганрога и всей Ростовской области.

https://vk.com/wall-99810333_53