Технология гражданско-патриотического воспитания «За честь Родины!»

Автор проекта: Горбачёв Алексей Александрович, Глава Администрации Краснокамского района Республики Башкортостан.

Фундаментальную роль в воспитании патриотизма и гражданственности играет школа. В образовательных учреждениях Краснокамского района Республики Башкортостан с 2007 года реализуется современная технология гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения «За честь Родины!», которая направлена на самореализацию учащихся и развитие у них основных гражданских качеств, таких как любовь к своему Отечеству, самовоспитание, сохранение культурных и национальных традиций.

Мечтой автора проекта Алексея Горбачёва — бывшего начальника отдела образования Краснокамского района, а ныне — Главы Администрации района является разработка технологии, при которой социализация детей и молодежи была бы обеспечена гармоничным сочетанием гражданско-патриотического воспитания и условиями для раскрытия, развития и реализации потенциала личности каждого ребенка.

Реализация этой технологии ведётся, начиная с 2000 года, когда коллектив Николо-Березовской школы Краснокамского района под руководством А.А. Горбачёва в течение нескольких лет опробовал различные педагогические возможности и отбирал наиболее эффективные из них для создания технологии гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. В процессе обобщения опыта стало ясно, что для успешной реализации поставленной задачи необходим деятельностный подход. Достижение ожидаемого результата определяет не только учебная деятельность и деятельность в стенах школы. Необходимо развивать навыки общественной самоорганизации, включаться в реализацию дел своей малой и большой Родины. Каждому ребенку необходимо дать возможность получения опыта общественной деятельности для самореализации и самоактуализации. Все эти условия были включены в Технологию гражданско-патриотического воспитания «За честь Родины!».

Уникальность Технологии гражданско-патриотического воспитания «За честь Родины!» заключается в том, что она составлена с учетом происходящих изменений в российском обществе и включает в себя лучшие практики советской педагогики.

Главный акцент данной Технологии состоит в том, что вся деятельность, направленная на гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи, осуществляется не посредством разовых мероприятий, а путем проведения ежедневной системной кропотливой работы, начиная с дошкольных образовательных учреждений. Все учащиеся, начиная с 1 класса, включаются в работу, направленную на раскрытие их способностей через самодеятельность, самостоятельность, самоуправление и самоорганизацию. С учетом интересов и способностей детей в рамках реализации профориентационной работы все классные коллективы распределены по секторам, таким как учебный, спортивный, трудовой, экологический, журналистско-обозревателей, художественный, культмассовый. Во 2 классе все ученики тожественно вступают в ряды юных пионеров, в 4-м — в пионеры, с 8 класса они становятся участниками школьного молодежного объединения «Молодая Гвардия», а в 10 классе вступают в ряды «Юнармии».

В процесс жизнедеятельности школьных детских и молодежных объединений вовлечены все педагоги — учителя-предметники и педагоги дополнительного образования, которые курируют работу секторов. Классные руководители организуют деятельность объединений в классе, на заместителей директоров возложена ответственность за организацию работы объединений в общешкольном масштабе. На достаточно высоком уровне отлажена структура взаимодействия органов самоуправления детских и молодежных объединений, педагогических коллективов, администраций школ и родителей. Периодически проводятся заседания активов объединений, секторов, активов школ и Больших советов. Для проявивших себя участников детских и молодежных объединений систематически организуются учебные занятия в рамках «Школы лидера».

Процесс патриотического воспитания и самореализации ученика осуществляется через соревнование, товарищескую конкуренцию в процессе его деятельности в малых группах, в классном коллективе, в школьном объединении. Во всех образовательных учреждениях ведутся рейтинги успешности обучающихся и экраны соревнований классов.

Стратегическим стержнем планирования и построения этой работы как в дошкольных, так и в общеобразовательных учреждениях являются единые воспитательные цели на каждый месяц учебного года, которые реализуются не только во время воспитательных мероприятий, но и на всех уроках естественного и гуманитарного циклов, реализуя на практике метод погружения.

Внутриклассное и внутришкольное соревнование «Лучшие из лучших», в котором учитываются все достижения в учебе, спорте, труде завершаются весной ежегодным праздником «За честь школы», где каждый ученик и классный коллектив награждаются почетными грамотами и призами за достигнутые успехи. Победители конкурса «За честь школы» получают право участия на муниципальном этапе конкурса по номинациям: «Лидер в учебе», «Лидер в спорте», «Лидер в учебе в учреждении дополнительного образования», «Активист детского объединения», «Активист молодежного объединения». А среди средних и основных школ определяются победители в номинациях «Лучшее детское объединение» и «Лучшее молодежное объединение». За свои успехи на торжественном мероприятии «За честь района» все победители и номинанты получают именные дипломы и ценные подарки из рук Главы Администрации района, руководителей учреждений и заслуженных работников различных сфер. Во всех мероприятиях активно участвуют представители органов местного самоуправления, ветеранских организаций, родители, предприниматели и общественные структуры.

Созданное в образовательных учреждениях единое воспитательное и программное пространство работы детских и молодежных объединений позволяет решать проблему занятости детей, способствует достижению положительных результатов в образовательном процессе, спорте, гражданском становлении.

Общественная значимость проекта заключается в том, что деятельность в рамках Технологии гражданско-патриотического воспитания «За честь Родины!» играет большую роль в профилактике асоциальных явлений и сокращении правонарушений среди несовершеннолетних.

Технология гражданско-патриотического воспитания «За честь Родины!» изучена Институтом развития образования Республики Башкортостан и рекомендована для распространения в образовательных учреждениях республики. Недавно вышло в свет второе, дополненное методическое пособие «За честь Родины!».

В сегодняшних геополитических реалиях, когда против России активно ведется информационная война, направленная на разрушение основополагающих ценностей нашего народа, было бы актуальным масштабирование данной Технологии в образовательных организациях Российской Федерации. Значимыми событиями стали бы проведение праздников «За честь школы» в общеобразовательных учреждениях, «За честь района / города» — на уровне муниципальных образований, а в субъектах РФ — «За честь Республики / области / края и т.д.». Самым главным масштабным мероприятием стало бы проведение всероссийского праздника «За честь Родины — России» на большой спортивной арене олимпийского комплекса «Лужники» в Москве.

https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=a326432d-6da7-4641-ac28-06eea2450530