Проект включен в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)».
Суть проекта состоит в организации культурно-познавательного и круизного туризма по внутренним водным путям жемчужины Русского Севера — Вологодской области, что предусматривает возведение новых туристических объектов и набережных на всей протяжённости маршрута.
Полный маршрут будет проходить по так называемому Волго-Балтийскому пути, пролегающему по западной части Вологодской области от Череповца до Вытегры. Начальной точкой путешествия станет река Шексна от места её впадения в Рыбинское водохранилище, где расположен крупнейший промышленный центр Русского Севера – Череповец. Затем маршрут будет пролегать вверх по Шексне до Кириллова с его главной достопримечательностью – величественным Кирилло-Белозерским монастырём. А оттуда – через Шекснинское водохранилище и озеро Белое к древнему Белозёрску и затем по Волго-Балтийскому каналу до Вытегры, откуда открывается прямой выход в Онежское озеро.
Проект «Русские берега» состоит из шести субкластеров: «Череповец – горячее сердце Русского Севера», «Вытегорье – корабельная сторона», «Берег русской старины» (Усть-Кубинский район), «Приозёрный» (Белозёрский район), «Северная Фиваида» (Кирилловский район) и «Никольская набережная» (Шекснинский район). На реализацию всех проектов потребуется порядка 10 миллиардов рублей, 70% из которых – внебюджетные средства.
Представляется, что наибольших затрат потребуют строительство торгово-развлекательного комплекса «Мармелад» и парка отдыха и развлечений в Череповце, возведение смотровой площадки на территории ПАО «Северсталь», строительство гостиницы для отдыхающих в створе улицы Горького и причала на берегу Шексны, а также новые причалы и центры обслуживания судов и яхт, реконструкция спортивных объектов и строительство трёх музейных комплексов.
По экспертным оценкам, кластер «Русские берега» способен привлечь в Вологодскую область тысячи туристов как из России, так и стран зарубежья. Это даст региону новые доходы и инвестиции, создать сотни рабочих мест. Развитие подобного туристического кластера будет способствовать возрождению и выводу на качественно новый уровень некогда популярного в Советском Союзе водного туризма.
Дадим краткую, но максимальную характеристику каждому из субкластеров проекта и одновременно проведём виртуальную экскурсию по значимому для Российского государства водному пути, пролегающему по территории Вологодчины. Подчеркнём, что он является частью ещё более значительного водного маршрута, который соединяет Волгу с Балтийским морем.
Первый субкластер «Череповец – горячее сердце Русского Севера» предполагает знакомство с первым по величине и численности населения городом Вологодской области, который хоть и не является её административным центром, но имеет важное промышленное значение для всей России. Именно в Череповце находится знаменитая «Северсталь» — второй по объёму производства стали металлургический комбинат России и один из ведущих поставщиков чёрных металлов на мировой рынок. Примечательно, что на «Северстали» трудится каждый шестой череповчанин (более 50 тысяч человек из общей численности населения в 312 тысяч), а это более половины всех занятых в промышленности жителей города.
В рамках реализации проекта уже построена набережная от улицы Милютина до переулка Красный, проведено берегоукрепление и строительство участка набережной реки Ягорбы от Курсантского бульвара до автомобильного моста, осуществлено возведение инженерной и транспортной инфраструктуры в районе усадьбы Гальских. В обозримом будущем предполагается продолжить обустройство набережных рек Шексны и Ягорбы на других участках для удобства горожан и туристов.
Второй субкластер – «Никольская набережная» в посёлке Шексна предполагает реконструкцию набережной, проведение дноуглубительных и берегоукрепительных работ, а также создание инженерной и транспортной инфраструктуры в крупном промышленном райцентре между Череповцом и Вологдой. Рядом с посёлком Шексна находится мощная Шекснинская ГЭС, которая входит в состав гидросооружений Волго-Балтийского канала и обеспечивает электроэнергией значительную часть Вологодской области.
Третий субкластер – «Северная Фиваида» предполагает строительство парковых площадок в городе Кириллове, а также возведение инженерной и транспортной инфраструктуры к автокемпингу «Кузьминка». Это создаст более удобные условия для туристов, желающих посетить величественную святыню Русского Севера – Кирилло-Белозерский монастырь.
Кирилло-Белозерская обитель представляет собой настоящую крепость с сохранившимися с XVI века мощными стенами и башнями. В 1612 году монастырь отразил нападение польско-литовских интервентов, чем сыграл весьма знаменательную роль в прекращении Смутного времени. В течение пяти лет полчища врагов разоряли окрестности Кирилло-Белозёрского монастыря, но так и не решились на штурм хорошо укреплённой обители.
Настоящим украшением Кирилло-Белозёрского монастыря является построенный в 1497 году Успенский собор. Также из наиболее древних сооружений на территории обители выделяется храм Архангела Гавриила, построенный в начале 1530-х гг. на средство великого князя московского Василия III. Государь приезжал в Кирилло-Белозёрский монастырь со своей супругой Еленой Глинской, чтобы помолиться о рождении наследника – будущего русского царя Ивана IV Грозного.
Также в рамках субкластера «Северная Фиваида» туристы посетят древний Ферапонтов монастырь, где можно ознакомиться с уникальными фресками, расписанными в конце XV – начале XVI столетия выдающимся русским иконописцем Дионисием – продолжателем традиций Андрея Рублёва. А в раскинувшемся на берегу Шекснинского водохранилища селе Горицы обязательно стоит ознакомиться с ансамблем Горицкого Воскресенского девичьего монастыря. Обитель существует с 1544 года. Длительное время она использовалась как место ссылки неугодных русскому престолу знатных особ. В стенах Горицкого монастыря находились в ссылке две жены Ивана Грозного Анна Колтовская и Мария Нагая, царевна Ксения Годунова – дочь царя Бориса Годунова, княгиня Мария Черкасская с племянником Михаилом Романовым – будущим русским царём, положившим начало новой правящей династии. Для удобства туристов в Горицах предполагается реконструировать набережную, а также улицы Мира и Центральную, обеспечивающие подъезд к монастырю.
Четвёртый субкластер – «Приозёрный», который реализуется в Белозёрске (ранее Белоозеро, куда по преданию в 862 году отправился князем брат Рюрика Синеус). Для удобства туристов в рамках субкластера планируется оборудовать пассажирский причал в районе улицы Урицкого, для чего потребуется выполнить дноуглубительные работы на Белом озере, а также построить разводной мост через канал в створе улицы Дзержинского. На подъезде к Белозёрскому Кремлю и познавательно-развлекательному комплексу «Былинное Белоозеро» будет построена необходимая инженерная и транспортная инфраструктура, обеспечивающая быстрый и удобный проход к городским достопримечательностям со стороны причала.
Пятый субкластер – «Вытегорье – корабельная сторона» нацелен на инфраструктурное развитие Вытегры и Вытегорского района, расположенных на северо-западе Вологодской области у впадения реки Вытегра в Онежское озеро. В 1715 году по указу государя Петра Великого в Вытегре была заложена корабельная верфь, что обусловило дальнейшее развитие города как уездного центра Новгородской, а затем Олонецкой губернии.
В рамках туристско-рекреационного кластера «Русские берега» в 2019-2021 годах была произведена реконструкция набережной Вытегры с восстановлением её исторического облика. Также планируется проведение реконструкции «Детского городка» с подходами к музею «Водные пути Севера», приведение в порядок Денисовской набережной и набережной Лейтенанта Чеботарёва, строительство набережной Волго-Балта со смотровой площадкой возле шлюза №1, возведение причальной стенки для круизных теплоходов и маломерных судов и открытие в Вытегре яхт-клуба.
Особняком стоит шестой субкластер «Берег русской старины», в рамках которого предусмотрено берегоукрепление реки Кубена и реконструкция набережной в селе Устье Усть-Кубинского района Вологодской области. Устье расположено немного в стороне от Волго-Балтийского пути при впадении реки Кубена в Кубенское озеро, через которое Волго-Балтийский путь соединяется с Северной Двиной и Белым морем. Чтобы добраться до Устья водным путём, необходимо пройти от Кириллова по Северо-Двинскому каналу (пролегает через озёра Сиверское, Покровское, Зауломское, Кишенское, реку Порозовица, Кубенское озеро, реку Сухона) до слияния реки Кубена и Кубенского озера.
Недалеко от Устья на Каменном острове можно ознакомиться с одним из древнейших монастырей Русского Севера – Спасо-Каменным, который был основан в 1260 году белозёрским князем Глебом Васильковичем, чудом спасшимся на острове во время бури. За семь с половиной веков обитель пережила монголо-татарские нашествия, Смуту, страшный пожар, секуляризацию и была разрушена большевиками. Несколько лет назад началось её восстановление и возрождение.