История Ярославщины в XX веке неразрывно связана со становлением и развитием отечественного автомобилестроения. В 1916 году в Ярославле русским промышленником В.А. Лебедевым было организовано акционерное общество по выпуску автомобилей по лицензии британской фирмы «Crossley», однако началу производства воспрепятствовала лавина революционных потрясений 1917 года.
После национализации предприятие стало называться Первый государственный авторемонтный завод. А уже к восьмой годовщине Октябрьской революции 7 ноября 1925 года Ярославский автозавод начал выпуск первых отечественных большегрузных автомобилей Я-3, получивших в народе ласковое прозвище «Яшка».
Начиная со второй половины 1920-х гг. Ярославский автозавод становится одним из ведущих и стратегически важных в Советском Союзе предприятий, выпускавших тяжёлые грузовики военного и гражданского назначения. С 1936 года после запуска троллейбусного движения в Москве, Киеве, Ростове-на-Дону и Ленинграде Ярославский автозавод начал производить троллейбусы. До 1941 года предприятие выпустило 922 «рогатых», в том числе 10 первых советских двухэтажных троллейбусов ЯТБ-3, которые эксплуатировались в Москве до 1953 года.
Последними моделями тяжёлых грузовиков, выпускавшихся в Ярославле, были 12-тонный ЯАЗ-210 (1948 г., серийное производство с 1951 г.), 12,3-тонный ЯАЗ-214 (1956 г.), 11,3-тонный ЯАЗ-219 (1957 г.) и 12-тонный ЯАЗ-221 (1958 г.). В 1959 году Ярославский автомобильный завод был преобразован в Ярославский моторный завод, а производство грузовых автомобилей было перенесено в украинский Кременчуг, где они стали выпускаться под маркой «КрАЗ».
Сегодня ярославские энтузиасты во главе с председателем клуба классических автомобилей «Медведь» Андреем Лагузовым инициировали создание в исторических зданиях Ярославского автозавода центра исследования и сохранения автомобильной и технической истории.
Музейный комплекс предполагает создание постоянных и временных тематических экспедиций, реставрационных мастерских, исследовательского центра, библиотеки, архива, уличной площадки для мероприятий и открытых хранилищ фондов.
На сегодняшний день коллекция клуба «Медведь» насчитывает более 70 уникальных ретро-автомобилей, многие из которых на сегодняшний день сохранились всего лишь в одном или нескольких экземплярах. В их числе: единственный в мире сохранившийся экземпляр последнего ярославского грузовика ЯАЗ-221 (1958 г.), воссозданный руками студентов ЯГТУ, единственный дошедший до наших дней экземпляр установки БМ-13 «Катюша» на базе ленд-лизовского грузовика International М-5-6 (1945 г.), самый ранний из сохранившихся экземпляров (кузов №271) автомобиля ГАЗ-М20 «Победа» (1947 г.) – первого в мировой истории серийного автомобиля с несущим кузовом понтонного типа.
Кроме того, в распоряжении ярославских энтузиастов находится наиболее полная коллекция производившихся в Ярославле автомобильных двигателей, несколько тысяч уникальных фотографий, связанных с ярославским автопроизводством, обширное собрание игрушечных машин и малых моделей автомобилей 1930-1970-х гг., а также другие экспонаты общим количеством свыше 10 тысяч предметов.
В канун 75-летия Великой Победы клубом «Медведь» было восстановлено 10 единиц исторической техники. А к 2025 году, в 100-летний юбилей первого отечественного тяжёлого грузовика Я-3 энтузиасты планируют построить модель этого автомобиля, а также воссоздать двухэтажный троллейбус ЯТБ-3.
Также представители клуба «Медведь» проводят активную просветительскую работу, устраивая мастер-классы для студентов и школьников по восстановлению исторической автомобильной техники. Автомобили клуба регулярно участвуют в выставках, парадах, ралли и автопробегах, проводимых в Ярославле и области.