Предприятие специализируется на четырёх направлениях: военное судостроение, гражданское судостроение, военно-техническое сотрудничество и судоремонт. За 75 лет с 1945 по 2020 год на калининградском судостроительном заводе «Янтарь» был введён в строй 161 боевой корабль, более 100 крупных и 400 малых гражданских судов, отремонтировано было порядка 500 судов.
История завода началась 8 июля 1945 года, спустя три месяца после взятия Красной Армией Кёнигсберга. Тогда указом Государственного комитета обороны (ГКО) СССР было принято постановление об образовании на базе бывшего немецкого завода фирмы «Шихау» советского судостроительного предприятия – «Завод №820». В 1966 году предприятие получило новое официальное наименование – Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». А в 2008 году завод вошёл в состав «Объединённой судостроительной корпорации» (ОСК).
Со стапелей «Янтаря» сошли более 160 военных кораблей для Военно-морского флота СССР и Российской Федерации. В их числе большие противолодочные корабли (БПК) проектов 1155 и 1155.1М, сторожевые корабли проектов 1135 «Буревестник», 1135М и 11540 «Ястреб», большие десантные корабли (БДК) проекта 11540. Многие из них по-прежнему несут боевое дежурство на всех флотах нашей страны.
Среди новейших образцов военной продукции калининградского судостроительного предприятия выделяются фрегаты проекта 11356Р «Буревестник», три из которых в 2016-2017 гг. вошли в состав Черноморского флота под собственными названиями «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров». Ещё три корабля этого типа в настоящее время строятся по заказу ВМС Индии. Также со стапелей «Янтаря» были спущены и в 2018-2020 гг. переданы Северному флоту два новейших БДК проекта 11711 «Иван Грен» и «Пётр Моргунов». Ещё два аналогичных корабля для Тихоокеанского флота планируется спустить на воду в 2023-2024 гг. В 2015 году ССЗ «Янтарь» передал Северному флоту новейшее океанографическое исследовательское судно проекта 22010 «Крюйс» под собственным названием «Янтарь». Второе судно этого типа «Алмаз», предназначенное для Тихоокеанского флота, по состоянию на 2020 год находилось на заводских ходовых испытаниях.
В 2014 году корабелами завода «Янтарь» было построено многофункциональное аварийно-спасательное судно «Балтика». Этот единственный в мире ледокол с функцией косого хода в настоящее время используется Росморречфлотом в Финском заливе.
Калининградскими судостроителями строятся также рыболовецкие траулеры и сейнеры, буксиры, паромы, сухогрузы, научно-исследовательские суда, суда снабжения и обеспечения, корабли иных типов.
Сегодня «Янтарь» — это многопрофильное и динамично развивающееся судостроительное и судоремонтное предприятие, одно из ведущих предприятий отечественной кораблестроительной отрасли. Мощности завода задействованы примерно на 80%. В обозримом будущем в рамках федеральной программы развития ОПК предприятие ожидает масштабная реконструкция судостроительного комплекса.