Ольга Бонч-Осмоловская о направлениях и аспектах китайской дипломатии

Позиция Ольги Бонч-Осмоловской, китаеведа, кандидата исторических наук, научного сотрудника Института восточных рукописей РАН, руководителя проекта Laboratorium Orientale, принявшей участие в работе экспертного круглого стола 1 ноября 2023 года.
 
— Когда мы предлагаем другим странам нашу концепцию многоцентричности, сразу возникает вопрос: понимают ли там те смыслы, которые мы хотим до них донести?
 
— Сейчас Китай взял курс на построение новой самобытной дипломатии Великой китайской державы. Ранее в китайской дипломатии редко происходили заметные изменения. Но на XIX съезде КПК было утверждено три качества новой дипломатии: всевекторность, объемность и многоуровневость.
 
— Всевекторность выражается в том, что их политика носит совершенно конкретный адресный характер. Для каждого региона мира Китаем прилагаются программные документы, которые сопровождают политику в этом регионе. Таким образом Китай адаптирует идеологический дискурс к регионам в соответствии с этими стратегиями.
 
— Современная китайская дипломатия, несмотря на обновлённую риторику, имеет глубинную взаимосвязь с китайским традиционным политическим и философским дискурсом.
 
— В Китае «развитие» понимается, как процесс модернизации, направленный на технологии. В основном наше взаимодействие с Китаем выстраивается вокруг сотрудничества в области технологий, а все остальное отодвигается назад. Понятие «русской мечты» и русской специфики проговаривается крайне мало.
 
— Китайцы мастерски китаизируют любую идеологему, приходящую к ним, и встраивают ее в свою собственную повестку, в свою китайскую мечту. Впоследствии эта идеологема может быть экспортирована китайцами, как их собственная.

— Китайская мечта — это мечта о возрождении великой китайской нации, — идеологема, которая руководит Китаем.  Вторая важная для Китая концепция — сообщество единой судьбы человечества.
 
— У нас осталось мало рычагов воздействия на китайское население для построения диалога. Православное миссионерство запрещено в КНР, активных русских культурных центров в Китае почти нет (особенно если сравнивать с западными). Необходимо возрождение Китайской автономной православной церкви.
 
— С уходом старшего поколения китайцев память о советском прошлом постепенно исчезает, а молодым китайцам чем дальше, тем менее очевидно, что именно Россия может им предложить, ведь Россия для них — пока не самая удачная по реализации проекция тех же смыслов, что несёт и американская мечта.