Социальная ответственность бизнеса – от имитации к действию
«Позаботьтесь о людях, и они позаботятся о вас», – этот девиз американского бизнеса был в 80-е и 90-е популярен в деловых кругах США. Руководство частных компаний применяло этот принцип по отношению к своим сотрудникам, имея в виду, что издержки на заботу о персонале с лихвой окупаются их энтузиазмом в работе. Отчасти этика заботы о сотрудниках стала частью «Американской мечты», которая при нынешнем руководстве США деградировала до заботы о мигрантах, извращенцах и всевозможных меньшинствах. От трудолюбивой Америки, сбившейся со своего христианского пути, мы должны взять самое лучшее, эффективное и полезное!
Как предприниматель и активный участник Движения «Русская Мечта» хотел бы предложить подумать о перенесении той же этики заботы о людях на масштаб отношений всего российского бизнеса и государства. Избитую фразу о социальной ответственности бизнеса повторять нет смысла. Конечно, и бизнес, и государство должны быть социально ответственными, то есть заботиться о доступной медицине, детских садах, социальной инфраструктуре и просто о благополучии работников. Но как вся эта механика выглядит на практике?
Бизнес с любой степенью ответственности платит одинаковые налоги. Нанимаете вы гастарбайтеров, построили детский сад для детей, занимаетесь ли благотворительностью или поддерживаете талантливую молодежь – процент взымаемых налогов от этого не зависит. Другими словами, у бизнеса, основным стимулом которого, как ни крути, является извлечение максимальной прибыли, нет никаких материальных стимулов жить по формуле «позаботься о людях, и они позаботятся о тебе». Получается, что государству в лице сотрудников ФНС нет никакого дела до вашей социальной ответственности. И это неправильно.
Идеальная схема в треугольнике бизнес-государство-общество должна выглядеть, на наш взгляд, следующим образом. Позитивный имидж ответственного бизнеса должен подкрепляться рядом льгот, субсидий и преференций от государства. Это честно и справедливо. Если бизнес берет на себя часть социальной нагрузки, то государство высвобождает равнозначную часть собранных для этого налогов. Условно, один построенный крупной компанией детский сад экономит в федеральном или местном бюджете деньги, которые пойдут потом на медицину, оборону, фундаментальную науку или что-то еще. Очевидные материальные плюсы у всех: у людей, у бизнеса и у государства. Социально безответственный бизнес этих льгот как минимум лишается, а ориентированный на людей приобретает финансовый капитал, и, самое главное, капитал социальный – фундамент своего долгосрочного развития.
Само общество в таком случае становится крепче и устойчивее, патриотизм бизнеса обретает осязаемые материальные черты. Местный бизнесмен в глазах народа перестает быть толстосумом и мироедом, появляется живой контакт предпринимателей не только со своими сотрудниками, но и с соседями, односельчанами, чиновниками.
В эту схему может входить бизнес любого уровня. Например, положил новую плитку рядом со своим магазином – тебе вернули часть налогов. Посадил новые деревья в соседнем сквере – стал платить на один процент меньше НДС. Построил за свой счет рядом со школой спортивную площадку – получил целевой кредит по низкой ставке. Особо отличившимся, кроме налоговых послаблений, – именные приглашения на встречи с мэром, губернатором или министром, информационная поддержка в СМИ. У власти в руках, кроме правоохранительного и налогового кнута, должен быть большой аппетитный пряник! Тогда вся система заработает!
Предприниматели – значимая и самая активная, пассионарная часть общества, о которой говорил в своем выступлении Виктор Гринкевич. Эти люди нуждаются в материальных и нематериальных стимулах, в уважении и справедливом включении в государственные дела. Сама профессия предпринимателя должна получить всеобщее общественное признание. Для этого должны быть созданы такие условия, когда бизнес понимал бы, что его социальная направленность вознаграждается напрямую – суммой бонусов, выгод, скидок, субсидий и льготных кредитов. Крупный бизнес и так работает в тесной связке с государством, но мелкий и средний является не меньшей организующей силой, на которую государство может опереться в работе с людьми.
Соответственно, расплодившиеся бизнес-клубы должны иметь не инфоцыганскую природу, а государственную или окологосударственную. Об этом говорил на Форуме наш соратник по Движению Андрей Ковалев. В российское бизнес-сообщество должны входить люди, которые научились в России не только зарабатывать, но и вкладывать в развитие страны и ее граждан.
Клуб для таких предпринимателей сейчас создается Движением «Русская Мечта» как место сборки государственно ориентированной бизнес-элиты. В нем мы планируем запустить согласовательные процедуры, экспертные консультации и личное общение с представителями федеральных органов, принимающих решения государственного масштаба. На его же площадке будут решаться и частные каждодневные вопросы российского бизнеса. Мне очень приятно стоять у истоков и быть причастным к созданию такого сообщества.
Качественное отличие Русской Мечты в том, что наш человек не может продвигаться вперед и вверх индивидуально. Просто стать из бедного богатым – это по-американски. Стать богатым и при этом возродить родное село, посадить парковую аллею или взять шефство над интернатом – это по-нашему. Богатый заботится не только о том, чтобы лично разбогатеть, а о том, чтобы рядом с ним не было нужды, бедности и страданий. «Позаботься о людях – и государство вместе с людьми позаботится о тебе», – на этом принципе должно строиться сотрудничество бизнеса, государства и общества!
Спасибо за внимание!