Проект компании «Орион» предполагает проектирование и постройку в России уникальных многоцелевых экранопланов, тактико-технические характеристики которых позволят осуществлять подскок и пролёт над высокими препятствиями.
Главная идея проекта заключается в том, чтобы сделать Россию обладателем флота многорежимных экранопланов самого различного назначения. В первую очередь, грузопассажирских, спасательных, предназначенных для освоения Арктики, а также военных.
Преимущество экранопланов состоит в следующем:
Во-первых, они перемещаются над поверхностью воды, совмещая в себе одновременно функции воздушного и морского транспорта.
Во-вторых, экранопланы являются достаточно экономичным типом судов, которые не требуют сложной инфраструктуры базирования.
В-третьих, экранопланы являются перспективным оружием морской войны. Они развивают втрое большую скорость, чем самые скоростные надводные корабли. Экранопланам неопасны мины и торпеды, они трудноуязвимы для современных зенитных и противокорабельных ракет. При этом сами экранопланы могут быть оснащены противокорабельным и противолодочным вооружением.
Достоинством компании «Орион» является сложившийся хорошо организованный коллектив конструкторов и испытателей этого вида техники, своё производство, функционирующее на заводе «Орион» в Петрозаводске и испытательный полигон для экранопланов на Онежском озере. Специалистами компании «Орион» за более чем два десятилетия работы создана целая линейка экранопланов различного назначения, а также прочих видов авиационной и морской техники.
Так, одним из представителей современного семейства экранопланов является «Орион-20». Это грузопассажирское судно, предназначенное для круглогодичной эксплуатации на крупных реках, озёрах, водохранилищах и прибрежных морских акваториях. «Орион-20» может выпускаться сразу в нескольких модификациях и выполнять функции медицинского и санитарно-эвакуационного судна, аварийно-спасательного судна, в том числе для проведения подводных работ, передвижного командного пункта, патрульного судна и т.д.
К сожалению, в России пока отсутствуют крупные заказчики на производство этого вида техники, запаздывает формирование нормативной базы по экранопланам. Это чревато серьёзным отставанием нашей страны в развитии подобных перспективных видов авиационного и морского транспорта.
Пренебрежение современными разработками различных видов техники (например, беспилотными летательными аппаратами) уже отразилось не самым благоприятным образом в ходе проведения специальной военной операции на Украине. Хочется надеяться, что уроки из негативного опыта будут извлечены. А значит, Россия в самом обозримом будущем получит в своё распоряжение экранопланы самого различного назначения, которые станут и новым скоростным видом водно-воздушного транспорта, и перспективным морским оружием. Помимо этого, они зададут вектор развития новой отрасли машиностроения, находящейся между корабле- и самолётостроением).