Движение «Русская Мечта» представляет сборник наиболее значимых тезисов, озвученных на круглом столе «Будущее Украины: варианты денацификации и решения украинского вопроса в сфере языка и культуры», прошедшем 5 июня 2024 года.
1) Баранов Сергей — координатор Экспертного совета Движения «Русская Мечта», политический философ, социолог:
— Украину нельзя переделать. Это государство нужно ликвидировать. На данный момент нам доступен только военный путь решения данной проблемы. Возможно, со временем откроется и военно-политический.
— Украину необходимо разобрать на части. Юго-восток, Слобожанщина, какие-то части Черниговской и Киевской областей должны отойти России. Но нет смысла интегрировать в состав России регионы Правобережного центра и некоторую часть Левобережного, вроде, Полтавы. Люди там преобразовались в отдельную от России нацию.
— Исторически юго-западный угол восточного славянства был довольно автономным по отношению к общерусскому этногенезу и русскому народу. Разделение Украины на две части имело место еще с Великого переселения народов и расселения славянства.
— Польша, Румыния и Венгрия, вряд ли, получат украинские территории. Причина — ксенофобия украинского населения.
— Украины должна быть разделена на три части: территорию, которая полностью отходит России; буферную зону, с центром в Киеве или Харькове, которую будет контролировать Россия; западную часть, которую Россия напрямую не контролирует, но которая финансово зависит от контролируемой Россией территории. Данный проект может быть реализован только в случае, если мы возьмем Харьков. Если этого не произойдет, то у нас останутся только окраинные территории.
2) Безпалько Богдан — политолог, член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ:
— Все вопросы о переустройстве Украины будут зависеть исключительно от хода СВО. Именно от результатов СВО зависит объем территорий, который будет подвергаться нашему культурному и информационному влиянию. Поэтому обсуждать вопросы по Центральной Украине или Хмельницкой области пока рано.
— Для эффективной рерусификации возвращенных территорий необходимо выстроить вертикальную систему образования «детский сад – школа – высшее учебное заведение».
— Какое место будет занимать украинский язык на территориях, которые мы будем рерусифицировать? Этот вопрос зависит от конкретных территорий, на которых мы будем работать. Например, в Одесской, Николаевской, Херсонской и Запорожской областях украинский язык будет занимать очень скромное место. Украинский язык там всегда поддерживался государством, население же преимущественно говорило на русском.
— Нам нужно бороться за формирование общей идентичности с жителями освобожденных территорий. Нам необходимо сформировать общерусское сознание.
— Следует уделить особое внимание борьбе с экстремизмом, который проявляется в виде украинского национализма. Также надо уделить внимание борьбе с фальсификацией истории, ведь украинский национализм строится на ряде мифов русофобского характера. Например, некоторые мифы строятся на том, что уроженцы России не являются славянами, а уроженцы Украины — это исконные славяне.
3) Шорохов Алексей — секретарь Союза писателей России, участник СВО, лауреат Премии Министерства обороны в области культуры и искусства за 2023 год:
— Дробления Украины не избежать. Говорить о ДНР, ЛНР, Запорожье и Херсонской области как о новых территориях мы уже сейчас имеем конституционное право.
— Срединную Украину можно оставить как некий этнографический заповедник при условии, что она будет контролироваться Россией.
— Западная Украина полностью нацифицирована — это почти Германия 1944-1945 годов. Денацификация всей Украины неизбежна. Украинский нацизм, как и германский, должен понести коллективную ответственность. Мы должны ориентироваться на американский метод денацификации, придуманный Карлом Густавом Юнгом. Именно он предложил свозить нацистов на территории бывших концлагерей, чтобы они видели масштаб своих злодеяний.
— Меня очень пугает перетекание нацистской управленческой элиты в администрации наших новых территорий – это может закончиться очень плохо. Поэтому мне видится крайне перспективной программа «Время героев», которая занимается воспитанием управленческой элиты из ветеранов СВО.
4) Самойлов Алексей — начальник аналитического отдела движения «Другая Украина», кандидат географических наук:
— Украинской республики не должно быть в принципе, потому что она создавалась как Анти-Россия. Вся ее идеологическая основа была антироссийской.
— Граница Украинской ССР — это цель СВО. Без этого результата все наши потери становятся бессмысленными.
— Если мы заберем у Украины Ровненскую и Хмельницкую области, то мы заберем у Украины последние атомные электростанции, способные производить электроэнергию. В таком случае Западная Украина останется бессмысленным куском земли, без пахотных земель, электроэнергии и средств ее производства.
— Чернигов, Сумы, Полтаву, Харьков как Слобожанщина должны образовать новый федеральный округ.
— Планируется, что из 12-14 областей, которые официально не войдут в состав РФ, будет образовано Украинское государство, лидером которого будет наш ставленник. Рерусификацию и денацификацию данной территории будут проводить ее же уроженцы.
— У Украины нет своей нации. Харьковчанин никогда не был идентичен виничанину, а житомирец сильно отличается от тернопольца.
5) Марчуков Андрей — историк, публицист, старший научный сотрудник Института российской истории РАН:
— СВО, к сожалению, наглядно доказало, что украинская нация уже сложилась. Правда, под вопросом остается, в каких границах она сложилась и насколько она охватывает население подконтрольное Киеву и население подконтрольное нам?
— Программа минимум для нас — это возвращение всей территории Новороссии. Крайне важно вернуть Одессу, ибо это поможет выйти на Днестр и провести новый референдум о присоединении Приднестровья к России. Если всего этого не произойдет, то нашей победы не будет.
— Мы не можем интегрировать в свой состав Западную Украину. Поэтому для России лучшим исходом было бы, если территории Западной Украины поделили между собой Польша, Венгрия, Румыния, возможно, даже Словакией, тогда у будущих поколений украинских националистов будут претензии не только к русским. Возможно, у галичан появится даже некоторое русофильство, основанное на том, что их главными врагами будут поляки.
— На освобожденных территориях есть целый ряд социальных групп, которые к России не лояльны. Это, прежде всего, гуманитарная интеллигенция. Чрезмерный гуманизм и всепрощение по отношению к ним может закончиться для нас очень плохо. Если их не удалить с освобожденных территорий, то через 10-15 лет там может снова прорасти «Украина». Мы можем вывезти их в Сибирь или на Дальний Восток, чтобы заодно решить там демографические проблемы.
— Не нужно запрещать украинский язык на новых территориях, нужно сделать так, чтобы население само оказалось в нем не заинтересовано. Например, оставить украинский в школах, но при этом, обязать всех выпускников сдавать ОГЭ и ЕГЭ на русском.
6) Фролов Кирилл — публицист, заведующий отделом по взаимодействию с РПЦ Института стран СНГ:
— Исторические факты четко свидетельствуют об отсутствии украинской нации. Консолидация на почве нацизма — это не есть создание нации. Единственное условие, при котором украинская нация появится — это остановка СВО в результате похабного мира. Миф о необратимости украинства — ключевый миф нашего врага.
— Руслан Калинчук — бывший униат, вернувшийся в православие, доказывает, что деукранизация возможна даже на территории Галицкой Руси.
— То, как режим Зеленского уничтожает православие делает нашим союзником самого аполитичного православного.
— Мобилизация стала ударом по украинству. Идейных украинствующих уже убили. Остальные же служить не хотят. Добровольцев практически не осталось.
— Малороссийская ветвь русского народа существует. Действия при рерусификации Малороссии и Подкарпатской Руси должны быть различными.
— Киев — это столица русской церкви. И его возвращение является принципиальным вопросом.
7) Рогов Владимир — председатель Комиссии Общественной Палаты РФ по вопросам суверенитета, патриотическим проектам и поддержке ветеранов:
— Нам необходимо разработать четкие категории понятия «украинство». И то, что будет считаться политическим украинством должно быть приравнено к экстремизму.
— В советской Украине, продавая русскую классическую литературу, обязательно давали тома на украинской мове. Однако, очень часто данные книги сдавались в макулатуру
— В советской Украине была возможность не изучать мову в школе, так как не было понятно, зачем она нужна.
— Не должно быть никакого будущего Украины.
— Украина допустима лишь как этнографический феномен русского мира.
— Каждый солдат ВСУ перешедший на мирную сторону — это спасенные русские люди — в том числе и он сам.
— Открытые недавно Центры Данилевского — это действенный механизм для работы с людьми, которые подвергались ментальной оккупации на протяжении трех десятков лет.
— Нам необходимо вернуть смертную казнь за терроризм и военные преступления.
— Лучше всех в нашей «Славянской гвардии» воюют те, кто до определенного момента были украинскими националистами.
8) Протоирей Александр Тимофеев — доцент кафедры теологии ПСТГУ, заведующий Сектором образования Синодального Миссионерского отдела РПЦ, PhD:
— Создание Украины четко завязано на униатскую проблему. Кто такой настоящий украинец? Это униат.
— ЛНР — это абсолютно русский регион, тем не менее с 2014 года там активно пытались развивать униатство.
— Украинское общество очень сильно расколото в религиозном плане.
— Мы не можем вести никакой работы с униатами. Униатство — это издевательство над природой русского человека. Униатская церковь должна быть запрещена на всей территории России.
— В ПЦУ люди попадали вольно и невольно. С ними нужно быть более разборчивыми, чем с униатами, некоторых из них возможно обратить в нашу конфессию.
— Униатская церковь часто привлекала своих будущих прихожан материальными благами. Тем, кто запишется в приход предлагались стиральные машинки или микроволновки.
— Киевский патриархат рухнет сам, как только русские войска войдут в Киев.
— Если Украина будет поделена по Днепру, то Западная часть будет униатской, возможно, только Киев будет автокефальным.
9) Николаева Ангелина – журналист телеканала «Таврия»:
— В наше время, когда идет СВО, беженцам с Украины приходится отдавать деньги юристам для того, чтобы правильно оформить заявление на получение гражданства. Люди платят 40-55 тысяч за это.
— Часто инициатива получения российского гражданства идет от беженцев.
— Нужно создать орган, который будет помогать репатриантам с трудоустройством и решением юридических проблем, с которыми они сталкиваются при получении гражданства.
10) Каменев Иван – медиатехнолог, телеведущий, журналист «Соловьев Live»:
— Когнитивные войны, экономические санкции, публичное осуждение нашей страны и военная экспансия на наши земли. Все это несет одну единственную цель — разрушение нашей страны.
— После военной победы, мы должны одержать идеологическую победу.
— Медиа играют главную роль в фальсификации истории. Они заполняют медийное пространство откровенно фейковой информацией. Все эти фейки в умах украинства превратились в истину.
— Фальсификация истории, к сожалению, коснулась и Великую Отечественную. Люди думают, что СССР развязал войну с Германией, а мир от нацизма спасла Америка.
— Также фальсификация истории коснулась и войны в Донбассе. Некоторые люди верят, что Донбасс обстреливал сам себя.
— Мы должны бороться с фальсификацией истории. Информационное противодействие — главный инструмент ведения войны. Если пуля убивает одного человека, то информационное оружие убивает целые поколения.
— Во Франции и Германии еще не уничтожают памятники советским солдатам. Но Запад запустил эту тенденцию в Прибалтике и на Украине. Возможно, дальше это перейдет и на остальную Европу.
— Мы упустили нашу молодежь. Их не касается ни Великая Отечественная война, ни Война на Донбассе. Возможно, нужно рассказывать об этих событиях в понятной для них форме, например, в виде комиксов.
— Война с Западом идет на выживание — или мы их уничтожим, или они нас.
— Победа в СВО не обсуждается. Это то, что должно состояться.
— В медийном поле нужно больше говорить о репатриации. Необходимо показать ее положительное влияние на развитие страны.
11) Макеева Наталья — журналист, заместитель директора Центра геополитических экспертиз:
— СВО должно завершиться нашим абсолютным контролем над бывшей Украиной.
— Польша, Венгрия и Румыния не должны получать территории бывшей Украины. Эти земли обильно политы нашей кровью. Единственная причина, по которой данный вопрос может обсуждаться — это участие одной из этих стран в СВО на стороне России, что практически невозможно.
— Когда мы говорим о гражданской войне, мы имеем в виду конфликт двух очень схожих национальных государств. На Украине же мы имеем дело с цивилизационным конфликтом. Запад использует остатки Украины, в качестве оружия против России. По сути, они воюют руками одних русских против других русских.
— Сама Украина и ее язык — это фейк и искажение истории. Если мы обратимся к истории, то поймем, что это был политтехнологический концепт, созданный нашими «западными партнерами». На широкую аудиторию слово «Украина» прозвучало в конце 19 века.
— От украинского политического проекта не нужно ничего оставлять. В том числе названия. У нас есть много вариантов наименования для этой территории.
— Можно преподавать различные диалекты суржика в школах на освобожденных территориях, но только в рамках знакомства с этнографическими особенностями России. При этом у местных этносов нужно изъять политическую составляющую.