Мы преодолели несколько тысяч километров и передали технику в экспозицию будущего Центра технической истории Запорожской области.
Путешествие началось 22 марта, с Советской площади города Ярославля. 9 запорожцев, ЛуАЗ и двигатель ЯМЗ-238 отправились по маршруту Ярославль — Гребнево — Воронеж — Ростов-на-Дону — Мариуполь — Мелитополь. Напутственные слова произнесли мэр города Ярославля Артём Владимирович Молчанов и председатель Общественной палаты Ярославской области Сергей Владимирович Берëзкин.
Путь от Ярославля до подмосковной усадьбы, места «Русской мечты» оказался ни чем не примечателен, только после прибытия на место, до нас дошли новости об ужасной трагедии, которая разворачивалась всего в нескольких десятках километров от нас…
Было принято решение отказаться от проведения презентации техники и проекта в формате массового мероприятия в целях обеспечения безопасности и в знак солидарности с жертвами террористической атаки. Лишь немногочисленные гости усадьбы провожали колонну, фотографируясь с историческими автомобилями.
Ранним утром 23 марта мы отправились в сторону Воронежа, куда прибыли лишь к ночи — дали о себе знать изношенные колёса лафета, а так же незначительная поломка одной из машин-тягачей.
24 марта, в День национального траура, так же было принято решение отказаться от проведения массового мероприятия. Мы представили автомобили местным журналистам, почтили память погибших минутой молчания и отправились в Ростов-на-Дону. Воронеж провожал нас дождём,а впереди был долгий путь.
Ростов встречал нас уже ночными огнями…
Мы приехали в Ростов-на-Дону поздним вечером 24 марта, а уже утром следующего дня приступили к разгрузке техники и размещению её на площади в парке имени Октябрьской революции — это один из центров притяжения для гостей и жителей южной столицы. Присоединились к нам и местные любители старинных машин — в один ряд с техникой проекта «Путь к единству» встали ЗАЗ-965А 1968 года, ЗАЗ-968 1979 года и ЗАЗ-968МБ 1994 года выпуска. Получилась действительно наиболее полная экспозиция автомобилей разных лет выпуска!
Неудивительно, что очень скоро в парк начали стягиваться студенты местных ВУЗов и колледжей, туристы и просто жители города. Приехали журналисты местного телевидения, которые застали членов команды за проведением открытой лекции для всех, кому были небезразличны маленькие советские машинки.
На встречу с участниками проекта пришёл и представитель Ростовского отделения Всероссийского движения «Русская мечта» Михаил Горбатько.
Выставка продлилась более 6 часов, после чего мы начали подготовку к самой непростой и самой ответственной части нашего путешествия.
Ранним утром 26 марта наша команда выехала в сторону города Мариуполь, лежавшем практически посередине перегона Ростов-Мелитополь.
На этом «экваторе» мы планировали провести уникальную акцию — проехать колонной, состоящей из наших «запорожцев» и старинных трамваев марки «Татра», ведь Мариуполь — одно из немногих мест, где они по сей день работают на линии.
К сожалению, нашим планам не суждено было сбыться — из-за ремонта контактной сети трамваи застыли на линии и в депо. Мы не стали отступать — после фотосессии со спящими «Татрами» часть наших автомобилей своим ходом проехала через возрождающейся город. От Азовмаша, через центр и до самой дороги на Бердянск.
Следующая остановка — Мелитополь!
Мы прибыли в столицу Запорожской области поздним вечером, а уже на следующее утро начали подготовку техники к торжественному вручению.
Мойка машин, расстановка экспозиции, разгрузка макета двигателя ЯМЗ-238…
На церемонию передачи прибыли заместитель губернатора Запорожской области по внутренней политике Антон Робертович Тицкий, проректор по развитию Мелитопольского государственного университета Ангелина Владимировна Ярчук и координатор проекта от Запорожской области, проректор по молодежной политике МеГУ, Александр Викторович Ковалев.
Участники церемонии узнали о том, как проходил процесс реставрации, какие машины займут место в будущей экспозиции и планах клуба по созданию и развитию центра технической истории Запорожской области.
Вечером 27 марта нам позвонил куратор проекта со стороны Запорожской области, проректор МелГУ по молодежной политике, Александр Викторович Ковалев и сказал, что губернатор Запорожской области хочет лично принять восстановленные машины и поблагодарить участников проекта за проделанную работу.
28 марта, в назначенный час, в присутствии депутатов законодательного собрания Запорожской области, главе региона Евгению Витальевичу Балицкому были переданы ключи от машин и символ пробега — памятный сувенир «Запорожец».
На встрече с губернатором обсудили создание Центра технической истории Запорожской области, развитием которого будут заниматься совместно Мелитопольский государственный университет и Клуб классических автомобилей «Медведь».
Евгений Витальевич выразил надежду на долгосрочное сотрудничество в области культурно-исторического взаимодействия с Ярославской областью и всей Россией.
После завершения церемонии передачи техники мы отправились в обратный путь — за два дня предстояло преодолеть более полутора тысяч километров.
К месту отдыха — санаторию им. Цурюпы, расположенному за 100 километров от Воронежа, ровно посередине пути, мы прибыли уже ночью. Команда проекта выражает благодарность Воронежскому областному объединению организации профсоюзов за помощь с размещением участников экспедиции и администрации здравницы за теплый прием!
Едва мы успели перевести дух, надо было продолжать путь — утром 29 марта мы выехали в сторону Ярославля. 14 часов пути прошли практически незаметно, а самое главное, без происшествий, но сил на разгрузку уже не осталось…
30 марта при помощи студентов-волонтеров мы разгрузили автомобили, которые станут частью Ярославской экспозиции проекта «Путь к единству», отмыли их от дорожной пыли и закатили в гараж мастерской клуба. Уже в скором времени они примут участие в мероприятии, посвященном Дню космонавтики, но пока что — заслуженный отдых…
А теперь, давайте подведем итоги проекта «Путь к единству»!
Реализация инициативы началась осенью 2022 года, практически полтора года назад, за это время:
— В проекте приняло участие 6200 человек, 50 ветеранов автомобильной промышленности, в том числе сотрудники объединения «Автодизель» и «АвтоЗАЗ» Ярославского и, соответственно, Мелитопольского моторных заводов
— Около 100 любителей технической истории, а так же около 100 участников движения «Русская мечта»
— В работе над проектом приняло участие более 90 волонтеров, более 20 студентов принимали участие в реставрации техники под руководством опытных наставников
— Проведено 4 круглых стола в формате видеоконференций, совместно с представителями города Мелитополь и участниками движения «Русская мечта»
— Участникам проекта и наиболее активным посетителям мероприятий из числа молодежи выдано более 3000 призов — наборов технического творчества, а также более 200 масштабных моделей отечественных автомобилей
— География проекта охватила 8 регионов России, в том числе новые области, наша команда посетила 6 региональных центров
Проект реализован с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий.