Движение «Русская Мечта» представляет видеозаписи выступлений и презентации участников круглого стола «Цветущая сложность: межнациональное и межконфессиональное согласие как основа Цивилизации Россия», прошедшего 29 августа, а также ключевые тезисы, озвученные на мероприятии.
1) Презентация проекта «Цивилизация — Россия».
Выступление команды проекта «Цивилизация — Россия» (руководителя Андрея Коваленко, менеджера Алексея Рядинского, режиссера Романа Максимова и руководителя социологического исследования Романа Кузнецова) на круглом столе 29 августа, подробный рассказ о грядущих планах.
2) Геше Йонтен — председатель Центрального духовного управления буддистов:
— Буддисты уже более четырёх веков являются частью большой семьи, именуемой Россией.
— Молодежи нужно прививать патриотизм. Но главное не впасть в крайность, когда молодежь будет считать, что «мы — правильные, мы за традиционные ценности», а все остальные в мире — «неправильные».
— Мы должны быть открыты для всех, включая американцев. На самом деле в США очень много людей, которые поддерживают Россию и понимают, что в России выбран правильный курс, направленный на сохранение традиционных ценностей. Некоторые даже переезжают в России.
— Кроме любви к России, к нашей общей культуре, в молодежи необходимо взращивать любовь ко всем остальным.
— По моим наблюдениям, больше непонимания по отношению к буддистам в Москве демонстрирует именно старшее поколение. Гораздо лучше знает и понимает буддистов как раз молодёжь. Одна из причин — наличие в школах предмета «Основы религиозных культур и светской этики», где детям дают знания о всех традиционных религиях России.
3) Юрий Московский — председатель Комиссии Совета по делам национальностей при правительстве Москвы:
— Перепись населения 2021 года в крупных городах была провалена. Поэтому мы не имеем точного представления о национальном составе их жителей. Схожая ситуация обстоит с миграцией. По одним данным, в России находится 3 миллиона иностранных граждан, а некоторые эксперты называют и вовсе фантастическую цифру в 20 миллионов. Аналогично и с религиозными предпочтениями населения. Если мы смотрим на ответы социологов — у нас получается одна картина. Если смотрим на число посещений религиозных организаций — совершенно другая картина.
— Мы можем создать атмосферу добрососедства, а также воспитать в людях неприятие преступности. С одной стороны, доброе отношение к приезжим, с другой — неизбежная кара и неприятие преступлений со стороны общества.
— Простое апеллирование к дружбе народов и совместной истории в большинстве случаев не работает. Человек живёт в данное конкретное время, и если он видит к себе нормальное отношение, он ведёт себя более-менее нормально, и наоборот.
4) Сергей Сопелев — историк, руководитель гражданско-патриотической секции Российского военно-исторического общества (Москва):
— Президент России Владимир Путин в Указе №229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» ввёл понятие «государство-цивилизация». Сегодня мы живём в этой парадигме. И это право мы будем отстаивать.
— Если страна называет себя цивилизацией, а не империей, она тем самым заявляет, что не претендует на доминирование над другими, а просто существует по своей логике и идёт своим путём, делая вклад в развитие мировой цивилизации. Термин «цивилизация», в отличие от термина «империя» звучит сегодня более нейтрально или даже более позитивно. Он подразумевает самобытность, духовность и историческую преемственность.
— Почему Запад отказывает России в праве называться цивилизацией? Идеологическая мотивация — попытка сохранить монополию и не допустить легитимизации альтернативных моделей развития. Геополитическая мотивация — инструмент для отрицания сфер влияния России и оправдание собственной экспансии в пограничных регионах. Стратегически — это способ удерживать Россию в рамках однополярного мира, где доминирует Запад. Интеллектуально — это следствие глубокого евроцентризма и нежелания принимать сложную самобытную природу российской истории и культуры.
— Россия со своей тысячелетней историей и великой культурой имеет полное право называть себя цивилизацией. При этом куда большее, чем США.
5) Игумен Кирилл (Сахаров) — настоятель московского храма святителя Николая на Берсеневке, кандидат богословия:
— Ситуация на Донбассе оставляет желать лучшего: идет отток населения, особенно среди молодежи, закрываются школы и градообразующие предприятия, люди остаются без работы.
— Меня очень беспокоит состояние современной семьи. Я вижу, что многие браки распадаются, в том числе и те, которые я венчал. Для меня это потрясение, как и то, что молодые пары не желают заводить детей.
— Мы должны пестовать солидарность, взаимопомощь и взаимоподдержку. Прежде всего, в семейном и родственном кругу. Нужно восстанавливать потерянные связи между родственниками, ведь отношения в семье и в родственном кругу влияют на состояние всего государства.
— По правилам Православной церкви, у каждого должен быть духовник. Но на это правило сейчас обращено недостаточно внимания. Наличие духовника — это и есть скрепы.
— Человек — не атомизированное существо, он живет в определённом кругу. Церковная община — редут сопротивления всем негативным явлениям окружающей действительности. Община должна быть как единая семья, а сами общины — взаимодействовать друг с другом. На практике же далеко не все идеально. Но мы стараемся на своём уровне это положение исправлять.
— Долг каждого гражданина, в том числе служителей Церкви — откликаться на беды, которые постигли твоё Отечество. Зачастую это путают с политизированностью, но это не политика, а активная общественная позиция.
6) Кирилл Резвушкин — эксперт Высшей политической школы имени Ивана Ильина РГГУ, кандидат философских наук:
— Запад разрушает межконфессиональное и межнациональное единство народов России. Делается это с помощью нарративного оружия, направленного на деконструкцию прошлого.
— В Российской Империи идентичность была связана с Традицией. В СССР же, по большей части, идентичность ориентировалась на будущее.
— Нам нужна модель развития, где традиции и инновации усиливают друг друга. Для этого мы должны разрушить миф о технофобии, переосмыслить представление о техническом и понять, что развитие технологий не вступает в противоречие с традиционными ценностями. На основании этого мы можем сформировать привлекательный образ будущего и доносить его до молодёжи.
7) Софья Резвушкина — аналитик Высшей политической школы имени Ивана Ильина, научный сотрудник Центра фундаментальных и прикладных научных проектов РГГУ:
— Сегодня наша цивилизационная идентичность является полем когнитивной войны против России. У неё есть две основных стороны, которые нужно учитывать. В первую очередь это запущенный в 1990-х годах процесс навязывания нам чуждых религиозных норм и ценностей. Через риторику толерантности в Россию были инкорпорированы чуждые, а то и откровенно экстремистские элементы. Второе, это попытки расколоть Россию изнутри через разыгрывание этнической карты. Экстремистские организации играют на чувствах коренных народов России, представители которых чувствуют себя не представленными в нашем цивилизационном дискурсе или даже правовом поле.
— Необходимо предложить нюансировку нашей риторики: да, Россия — уникальная цивилизация, в которой особую роль играет православная культура. Но при этом она обогащена наследием других традиционных конфессий — ислама, буддизма, иудаизма, а также сохранившимися до сегодняшнего дня и не утратившими духовную преемственность верованиями коренных народов. Такая риторика — не размытие и не ослабление русского цивилизационного кода. Это, наоборот, его усиление, которое лишает нашего внешнего противника его главного оружия — этноконфессиональных противоречий, которые могут возникать в российском обществе.
— Должен быть создан официальный перечень традиционных религий России, включающий исторически укоренённые и не утратившие духовную преемственность живые верования народов России. Это создаст систему фильтров, которые позволят отсеять искусственно сконструированные деструктивные культы, к которым у нас должна быть нулевая терпимость, и одновременно гармонизирует и укрепит всё то, что является органическими частями нашей цивилизации.
— Работа с мигрантами должна включать их знакомство с российской моделью межконфессионального мира, основанной на уважении к перечисленным в перечне традициям, а также в отказе в создании религиозных объединений, не соответствующих ему.
— Нужно проводить работу с молодёжью: не просто рассказывать им о традиционных религиях и верованиях России, но и наглядно показывать, как традиция может быть искусственно использована для создания экстремистских течений. Это станет профилактикой, чтобы молодые люди не подпадали под влияние деструктивных сект, которые могут прикрываться традиционными верованиями.
8) Виталий Журавлев — доцент Московского международного университета, кандидат социологических наук:
— Работа по гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений — это прекрасно. Это лежит в русле того, что мы называем патриотизмом. Однако, на мой взгляд мы не можем кардинально в этом направлении что-то поменять одними только лишь лекциями, семинарами и медиаконтентом.
— Когда мы говорим о цивилизации, то нами упускается один ключевой момент. А именно то, что каждая цивилизация должна иметь своего носителя. История показывает, что пока есть носитель цивилизации — она живёт. Наша проблема заключается в том, что у нас нет возможности воспроизведения населения. Если оно не воспроизводится, а происходит его замещение, то будущего у цивилизации нет. И на мой взгляд, точка невозврата в этом деле уже пройдена. Другой вопрос, что этот процесс можно как-то замедлить, трансформировать, но такие вопросы сейчас даже не ставятся.
9) Павел Овсянников — специалист по работе с органами законодательной власти Управления по работе с государственными структурами Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ:
— Россия, в отличие от многих стран Западной Европы, никогда не знала межрелигиозных войн.
— Русская Православная Церковь придаёт большое значение межрелигиозному диалогу и выстраиванию дружеских отношений между традиционными конфессиями.
— В России проживает более 190 народов и этносов. И, конечно же, периодически возникают какие-то проблемы, которые провоцируются со стороны Запада, который пытается их разобщить, внести разлад в их отношения. Если эта попытка будет успешной, то история может закончиться для нас потерей суверинитета.

