Текст выступления предпринимателя, председателя Брянского отделения общероссийской организации «ОПОРА РОССИИ», члена Экспертного совета Движения «Русская Мечта», постоянного члена Изборского клуба Виктора Гринкевича на Всероссийском экспертном форуме «Будущее России: ответы на вызовы времени».
Ни для кого не секрет, что Россия находится в фазе качественных изменений. Они происходят в политике, культуре, технологиях и конечно же отражаются на качестве элит – людей, принимающих решения, задающих тренды и определяющих повестку. Меняется и будет меняться руководящий состав российской Армии, наполняясь офицерским составом из зоны СВО. На место «культурной элиты» родом из 90-х придет настоящая народная элита времен возвращения Крыма и СВО – новые режиссеры, музыканты, артисты и художники. Всё это медленные и напряженные процессы, которые происходят и будут происходить путем естественного замещения неадекватных форм – более адекватными, суверенными и народными.
Те же тенденции характерны для бизнес-элит, для предприимчивых, хватких и целеустремленных людей, нацеленных на создание производств, качественных продуктов или услуг. Такие люди в обществе всегда были и всегда будут. Только сейчас ориентир для них по-прежнему задается экономическим образованием на базе западных учебников с поправкой на российскую специфику. В худшем – доморощенными коучами, инфоцыганами и тренерами личностного роста, мошенниками и проходимцами всех мастей.
Во многом это не их вина – это их беда. Даже современный корпоративный топ-менеджмент и руководство российских банков либо училось за рубежом, либо проходило западные курсы здесь, в России. Чужеродные для нас модели хозяйственной деятельности вложены в них на уровне программы и архетипа действий. В этом случае такие менеджеры хорошо приспособлены управлять экономическими процессами на периферии западной митрополии – в африканских, российских или латиноамериканских провинциях Запада. Так настроена образовательная система, весь научный дискурс в сфере экономики и бизнеса: образцы, архетипы, базовые модели и экономические школы – там, мы – колониальная периферия в фазе догоняющего развития. Таким видением прошита вся теоретическая повестка экономического образования.
Таких менеджеров, предпринимателей и управленцев легко просчитать, легко с ними говорить на одном языке и давать им из-за рубежа «ценные указания», ссылаясь на общие правила, мировой опыт и ценности рынка. Это примерно то же самое, если перейти на НАТОвскую стратегию боевых действий, учиться военным действиям по их учебникам и в их академиях, у американских ветеранов и генералов. При том что экономическое оружие порой более эффективно, чем военное.
Россия должна обучать бизнесменов здесь – давать им наше образование, нашу систему ценностей и наши экономические установки. Образование в сфере предпринимательства, управления и бизнеса должно идти в фарватере национальных целей, наших ценностей и задач государства. Условия рынка и мировой финансовой системы – внешние условия, это погода за бортом, на которую нужно делать поправку, но ни в коем случае не руководствоваться. Нашему бизнесу нужно внятно объяснить, что возможность конкуренции на внешнем рынке может быть обеспечена только суверенной экономикой, сильным и независимым государством и единым обществом. Будет сильная страна, независимая внешняя и внутренняя политика – будет и процветающий бизнес внутри. Пример – китайское или американское государства, которые первыми прокладывают дорогу своему бизнесу на внешние рынки. Те же китайские предприниматели со школьной скамьи принимают постулат о том, что их бизнес может расти и развиваться только под мудрым руководством КПК в целях процветания всего Китая.
Ключевой навык для бизнесмена в России – умение развивать экономику в интересах государства, грамотно взаимодействовать с государственными структурами, входить с государством и обществом в режим симбиоза, а не паразитизма. Чего еще ждать, каких жестов или сигналов!?
Мы 30 лет интегрировались в мировую экономику, а нас реинтегрировали из нее за пару месяцев. Государственные менеджеры учились по тем же западным учебникам и при всем желании не смогут сами вытянуть экономику. Нужна целая и цельная система суверенного образования для бизнеса, целый класс суверенной экономической элиты.
Во всех вузах страны с этого года вводится курс «Основ российской государственности», он нацелен на гуманитариев: юристов, историков, социологов и политологов. Но прежде всего он должен быть адаптирован для предпринимателей. Безграмотный и неподготовленный историк испортит кучу бумаги и пойдет работать в другой сфере, а безграмотный предприниматель убьет свой бизнес и разорит своих сотрудников. Ни стране, ни бизнесмену такие жертвы не нужны.
Поэтому прежде всего нужны:
- Устоявшаяся, уважаемая и признанная обществом профессия предпринимателя.
- Профильные образовательные программы, адаптированные под государственные задачи и систему ценностей.
- На уровне курсов и программ повышения квалификации умение работать с госорганами и контролирующими организациями. Нам нужен русский национальный GR.
В конце концов, нужен дифференцированный подход к российским регионам с точки зрения налогов, субсидий, региональных коэффициентов, разной климатической и демографической ситуации. Разные регионы – разные условия их развития, инвестиций, кредитной политики и т.д. Куда-то нужно экстренно привлекать трудоспособное население, где-то соблюдать демографический баланс или развивать перспективные направления производства. Универсальная денежно-кредитная и экономическая политика не может быть одинаково эффективной в Чечне, Москве, Запорожье или на Ямале.
Спасибо за внимание!