Выступление Андрея Рязанцева на форуме «Будущее России»

Социализация и стратификация России

Можно много дискутировать о вариативности будущего, каким оно должно быть прекрасное далеко нашей Родины. Вопрос как его достичь? Какой вектор? Сделаем акценты на базовых системообразующих составляющих этого «КАК».

Во-первых, это сам вектор. Должна быть общественная солидарность в понимании и принятии вектора куда мы все идем и что строим. Непонимание этого сейчас наблюдается как в самой России, так и во всем мире. Позиция обывателя или чиновника любого ранга — «Куда верхушка, туда и мы». Этакое общество «ждунов» получается!

Должна быть разработана, озвучена и принята всеми слоями общества КОНЦЕПЦИЯ русского мировоззрения с вытекающими из нее политической системой (другими словами, идеология) и экономической системой (другими словами, строй). Во главе — именно Мировоззрение, а не Идеология или Строй. В мире сейчас мировоззрение отсутствует, поэтому легко провоцировать бесконечные войны идеологий, экономических систем, религий и т.п. Исправление этого есть миссия и крест России.

Как в свое время это случилось с социализмом, такая же участь сейчас ждет и капиталистическую экономическую систему. Но, вместо него, за отсутствием иной модели в мире, вновь назревает левый разворот. Недавно даже в США активисты Нью-Йорка учредили еще одну Коммунистическую партию, набирают популярность и действующие социалистические партии. И это, не говоря о социалистическом опыте в Венесуэле, Китае, СССР и многим внушающей зависть Скандинавии.

Итак, те, кто за капитализм, ратуют за культ личного, а не общественного успеха, поощрения потребительского инстинкта: максимизации прибыли, невзирая на социальные и личностные последствия. Так, к примеру, в США для большинства «Американская мечта» тускнеет. Люди чувствуют себя чужими на «празднике жизни» в родной стране.

Те же, кто за социализм, на самом деле хотят того, что именуется социал-демократией: чтобы экономика была рыночной, но ограничивалась прочной государственной социальной подстраховкой, а крайнее неравенство лимитировалось прогрессивным налогообложением.

Если с капитализмом все понятно, то что касается социалистической идеи, как это правильно отметил наш Президент Владимир Владимирович Путин, в ней ничего плохого нет. Вопрос наполнения.

Но реставрация советского социализма — не нужна, более того не продуктивна и опасна. Ведь в основе этой модели то, что госсобственность должна быть «общенародной», а это прямой гражданский конфликт. Более того, народ и в этом случае не имеет никакого права касаться этой самой своей собственности. Так бюрократия получает тотальную власть в экономике и через неё — в политике. Этот печальный опыт мы уже приобрели в СССР.

Нужен иной, третий путь. Его интуитивно уже нащупывают и, в России и в Китае. Вероятно, только они смогут предложить миру новое мировоззрение. Оно заключается в социализации государства, развитии частно-государственных корпораций в стратегических отраслях и кооперативных агрегаций в других. Это властная вертикаль, являющаяся проводником Мировоззрения, Предиктором и Демиургом. И это близко русскому миру. Ведь Россия — традиционно самодержавная страна, русские — народ с монархическим сознанием.

Социализация, как главная функция государства, в купе с гармоничным развитием всех слоев общества. В этом запрос глубинной России. Это близко понятию социал-демократии в её неискаженном либерализмом виде. Это — президентский социализм!

Во-вторых, кроме вектора развития, это люди. Должно быть понимание и согласие по Социальной стратификации общества. В этом залог, что будет разработано и реализовано справедливое для ВСЕГО общества Мировоззрение.

Важно отметить, что «общенародное» государство без классов, как и диктатура одного класса, будь то Пролетариат или Буржуазия — нежизнеспособно.

Природой заложено, что в обществе всегда есть страты. На протяжении всей истории развития человечества они видоизменялись в угоду господствующей идеологии, какие-то превышались, какие-то исключались будто вовсе их нет. В СССР вычеркнули торгашей, на Западе трудящихся. К чему это привело мы сейчас видим.

И этому есть подтверждение от профессионалов в области психологии, маркетинга, социальной инженерии и многих других, в любом обществе можно выделить базовые неизменные страты. Их четыре — большинство — это рабочий люд, есть коммерсанты, есть управленцы и есть идеологи. Это не касты и не классы. Это внутреннее ощущение гражданина своего места в обществе, поиск им своего предназначения.

У каждой страты свои социальные запросы. Их учет и сбалансированность и есть задача социализации государства.

Если в доцифровом обществе управлять этим процессом было невозможно и даже научные изыскания в этом направлении объявлялись утопией, то сейчас окно возможностей открыто. Уже существует много инструментов практического применения результатов оцифровки поведения человека, моделирования социального капитала гражданина, его так называемого цифрового паспорта. Но пока в прикладных задачах.

Так, в Рязани нашей командой еще 5 лет назад была разработана подобная цифровая платформа «Социальный капитал гражданина», и даже частично апробирована на федеральном проекте для молодежи «ПолитСтартап», а также при запуске межрегиональной инновационной кооперативной экосистемы «СВОИ». Методологическое и научное исследование данной проблематики также активно ведется уже более двух лет совместно со специалистами ряда ВУЗов и активистами из разных регионов.

В заключении, можно отметить, что достижение самых смелых и светлых мечт возможно при трех условиях:

1. Достижения общественного согласия в части нового Мировоззрения, Идеологии и Экономического строя.

2. Учета чаяний каждой старты общества.

3. Цифровой экономики и цифрового управления на основе Цифрового паспорта гражданина, с учетом заработанного им Социального капитала.