Автор проекта: руководитель Центра авиационно-космических технологий Фонда перспективных исследований (ФПИ) Ян Чибисов.
Ещё в 1909 году русский военный инженер Евгений Сверчков построил первый в мире циклолёт — летательный аппарат, который поднимается в воздух с помощью циклических лопастных движений, похожих на гребные колёса старинных пароходов. Однако в воздух аппарат Сверчкова так и не поднялся, поскольку уровень развития зарождающейся на тот момент авиационной промышленности не позволял обеспечить полноценные исследования и проектирование столь сложных аэродинамических компоновок.
Осуществление идеи Сверчкова стало возможным в наше время, благодаря руководителю Центра авиационно-космических технологий Фонда перспективных исследований (ФПИ) Яну Чибисову.
В 2017 году ФПИ организовал открытый конкурс «Свободный взлёт», задачей которого стал поиск лучшего научно-технического и технико-экономического предложения по транспортному опционально пилотируемому летательному аппарату вертикального или сверхкороткого взлёта и посадки.
Победителем конкурса стало ООО «Флэш-М» (Красноярск), включавшее представителей творческой группы «Арей» и учёных из Института теплофизики Сибирского отделения РАН (ИТ СО РАН). Коллективом была представлена концепция циклолёта, которая в дальнейшем вылилась в постройку опытного образца электрического дрона-циклолёта массой 60 килограммов, обладающего максимальной скоростью до 150 км/ч и крейсерской 65 км/ч. Образец был продемонстрирован широкой публике в рамках работы форума «Армия-2020».
Идея проекта состоит в том, чтобы дать России циклолёты — беспилотный «Циклодрон» взлётной массой 60 кг и грузоподъёмностью до 20 кг, опционально пилотируемый «Циклокар» взлётной массой 2000 кг и грузоподъёмностью до 600 кг и в самой отдалённой перспективе — транспортный «Циклотрак» взлётной массой около 10 000 кг и грузоподъёмностью до 4000 кг.
По словам Чибисова, циклодрон планируется использовать для оказания дрон-сервисов в сельском хозяйстве, аэромониторинге и транспортных перевозках, где аппарат будет успешно конкурировать с беспилотными вертолётными и мультикоптерными комплексами.
Создание и развитие циклолётов позволяет создать настоящий экономичный аэромобиль, который будет стоить примерно втрое дешевле аналогичного по классу вертолёта. При этом для него не требуются специальные двигатели вертикального взлёта и посадки. Роторы — «гребные колёса» всегда вращаются с постоянной скоростью, а тяга обеспечивается за счёт циклического шага лопастей (изменения их угла атаки), а это намного проще автомата перекоса лопастей у вертолёта. В отличие от вертолёта циклолёт способен садиться даже на очень наклонную площадку — с наклоном до 45 градусов. Для сравнения, вертолёт Ка-226 уже не может взлететь с площадки с наклоном в 5 градусов. Кроме того, циклолёт вдвое компактнее вертолёта той же взлётной массы. Его лопастные движители упрятаны в решётчатые кожухи. То есть, перед нами — возможный тип летательных аппаратов-«вездеходов», не требующий аэродромов.
Циклодроны имеют большие преимущества на формируемом рынке срочной доставки в городах благодаря сочетанию стоимости, компактности, вертикальных взлёта-посадки и высокой скорости полёта. Циклокар может стать основой отечественного рынка аэромобильности. На мировом рынке аппарат имеет высокие конкурентные преимущества, поскольку обладает уникальным сочетанием технических и экономических качеств по сравнению с вертолётной техникой и разрабатываемыми в настоящее время средствами аэромобильности (CityAirbus, CityHawk и другие). Кроме того, этот летательный аппарат будет обладать высокой безопасностью полёта, так как он сможет удерживаться в воздухе при повреждении двух из четырёх роторов, а также будет оснащён парашютной системой спасения.
Методики обучения пилотов-диспетчеров беспилотных систем планируется отработать в ходе опытного применения циклодронов в Томском опытном районе применения беспилотных авиационных систем, который организуется на территории Томской области. Для этого готовится к запуску специальный проект ФПИ, цель которого — отработать технические детали и обеспечение полётов новой беспилотной циклолётной системы, а в будущем и опционально пилотируемого циклокара.
По предварительным оценкам, стоимость грузопассажирского четырёхместного циклокара (аэромобиля), имеющего грузоподъёмность в 600 килограмм, составит около 600 тысяч долларов. А это более чем в три раза меньше, нежели у вертолёта аналогичной вместимости и грузоподъёмности.
Опытный образец тяжёлого циклолёта (циклокара), по словам Чибисова, должен быть создан уже в конце 2025 года. Ожидается, что аппаратом заинтересуются не только военные, но и гражданские службы.
Таким образом, циклолёты — это безаэродромная, безопасная, недорогая и малошумная авиация будущего, способная дать новое дыхание как массовой авиатизации страны, так и русскому авиастроению.
https://aif.ru/techno/technology/chto_za_letatelnyy_apparat_ciklolyot_razrabotan_v_rossii

