Машиностроительный завод «Тонар»

История промышленного предприятия началась в разгар перестройки и перехода доживающего последние месяцы Советского Союза к рыночной экономике. Его основателем и первым руководителем стал инженер Ликинского автобусного завода Юрий Вайнштейн, к сожалению, недавно ушедший из жизни.

Производственный кооператив «Тонар» (сокращённое от «Товары – народу») начал свою работу 30 ноября 1990 года. Предприятие, размещённое в деревне Губино Орехово-Зуевского района Подмосковья, изначально производило прицепы для легковых автомобилей и торговые ларьки на колёсах, которые быстро завоевали популярность у отечественных частных предпринимателей. С 1997 года на «Тонаре» производятся полноразмерные полуприцепы и изотермические кузова для грузовых автомобилей, а с 2002 – кузова для самосвалов.

В 2005 году на «Тонаре» были обновлены производственные цеха, что позволило предприятию кардинально нарастить производство и увеличить количество рабочих до 700 человек. В следующем году Вайнштейн посетил предприятия американского производителя грузовиков Freightliner, после чего гендиректор «Тонара» принял решение о начале разработки и производства собственных грузовых автомобилей.

Уже в 2009 году «Тонар» представил первые собственные седельные тягачи Тонар-5422 и Тонар-6428, а также самосвал Тонар-6528. Все машины были оснащены кабиной MAN F2000 производства китайской компании Shaanxi и специально рассчитаны на работу с прицепами производства «Тонар». С 2011 года они активно продаются на российском рынке грузовиков.

В 2013 году «Тонар» представил первый отечественный специализированный карьерный самосвал Тонар-4525, а ещё через три года по заказу «Алросы» был выпущен не имеющий аналогов в России гигантский автопоезд в составе карьерного тягача и сочленённого самосвального полуприцепа с двумя кузовами, рассчитанного на перевозку более 130 тонн груза.

В 2021 году заводом «Тонар» была представлена новинка – 35-тонный шарнирно-сочленённый самосвал «Тонар Т-35». Уникальный грузовик, обладающий повышенной проходимостью, маневренностью и тяговооружённостью, произвёл настоящий фурор на ежегодной выставке «Армия – 2021». 

Подобного рода тяжёлая автомобильная техника используется при проведении земляных работ во время дорожного строительства, работы в карьерах по добыче угля и руды. Ранее поставки таких самосвалов осуществлялись в Россию преимущественно из-за рубежа (американские Caterpillar, японские Komatsu, шведские Volvo и т.д.). Однако ввиду колоссального «утилизационного сбора», достигавшего 5 миллионов рублей, стоимость такой техники была запредельной. Учитывая же нарастающие подобно снежному кому санкции, она и вовсе оказалась на грани исчезновения с российского рынка. Новейшие разработки завода «Тонар» призваны обеспечить полное импортозамещение в этой отрасли производства. 

На сегодняшний день «Тонар» — крупнейший отечественный производитель прицепной и полуприцепной техники (бортовых, тентованных, самосвальных полуприцепов и прицепов, шасси полуприцепов и прицепов), единственный в России производитель карьерных самосвалов и автопоездов повышенной грузоподъемности. Также на заводе производятся оси, осевые агрегаты, изотермические кузова и рефрежираторы, самосвальные кузова, современная сельскохозяйственная техника. Территория заводского комплекса в деревне Губино превышает 19 га. Помимо производства на заводе активно развивается сервисное ремонтное направление.

В планах генерального директора «Тонар» Дениса Кривцова (сына покойного Юрия Вайнштейн) завоевание полного суверенитета России в части производства специальной прицепной техники (вплоть до автопоездов) и современных самосвалов, а также полное импортозамещение сложных узлов.

Сегодня «Тонар» имеет все шансы стать очагом крупной конкурентоспособной компании мирового масштаба. Это будет современное роботизированное предприятие, где роботы не лишают людей работы, а создают им новые рабочие места. 

https://tonar.info/

https://vk.com/tonarinfo