Ввиду своего географического расположения, Сахалинская область России тесно связана с мореплаванием. Необходимость обезопасить прохождение судов в прибрежных водах привела к строительству на островах региона маяков. Из порядка 25 маяков и створных знаков, построенных на Сахалине и Курилах с 1860 года, до наших дней сохранилось 11. Каждый из них имеет собственную богатую и уникальную историю.
Первая деревянная маячная башня была воздвигнута в 1860 году на высоте 88 метров в посту Дуэ, где находилось первое на Сахалине русское поселение. В 1872 году по Высочайшему повелению для обеспечения навигации в прибрежных водах была разработана «Программа усиления маячной части в портах Восточного океана», которая предусматривала строительство сигнальных башен и маяков в местах, где не было примечательных природных объектов.
Самые примечательные маяки Сахалина расположены на его южных оконечностях – мысах Анива и Крильон.
Маяк на мысе Анива был установлен в период японского контроля над Южным Сахалином в 1939 году и представляет собой 31-метровую круглую бетонную башню в семь этажей с небольшой боковой пристройкой, установленную на скале Сивучья. Свет от маяка был виден на 35 километров.
К сожалению, после распада Советского Союза маяк был заброшен, а его помещения разграблены мародёрами. Под влиянием природных условий и не всегда бережного отношения людей уникальный памятник стал разрушаться. В 2020 году правительством Сахалинской области принято решение о его реконструкции.
Маяк на мысе Крильон расположен на самой южной точке острова и представляет собой настоящий музей под открытым небом. Первый деревянный маяк здесь появился в 1883 году. Одиннадцать лет спустя, на мысе Крильон началось возведение нового маяка из красного кирпича, на котором была установлена самая современная на тот момент времени французская осветительная маячная система, позволявшая предупреждать суда в условиях густого тумана.
Интересны и увлекательны истории не только самих маяков, но и их смотрителей. Самым известным смотрителем маяков Сахалина был ушедший из жизни в мае 2021 года Владимир Иванович Комаров. Более 55 лет он нёс исправную службу на Лопатинском маяке, который обеспечивал навигацию близ крупного порта Невельск. За годы служения Владимира Комарова Лопатинский маяк гас лишь однажды – во время катастрофического землетрясения 2007 года. Благодаря усилиями смотрителя, который собственноручно откопал из завалов и запустил аварийный генератор, период бездействия Лопатинского маяка продолжался всего несколько часов.
После смерти «человека-маяка» Владимира Комарова сахалинцы предложили увековечить его память мемориалом.