Автор-мечтатель: основатель Музея кочевой культуры Константин Куксин — действительный член Русского географического общества, член Союза писателей России, участник буддийской общественной организации «Три драгоценности», ведущий программы «Кочевники» на радиостанции «Россия».
В 2003 году москвич, учитель географии Константин Куксин основал Музей кочевой культуры. К этой идее мечтателя подтолкнуло велопутешествие по Монголии, культура и быт жителей которой его очень впечатлили.
Изначально музей создавался для учеников Куксина. Энтузиаста активно поддерживали его друзья, единомышленники и прежде всего родители.
Сам мечтатель признаётся, что музей решил открыть, потому что ему не верили на слово, когда в интервью на радио и телевидении, в газетах он рассказывал о впечатлившей его культуре кочевых народов. Куксин глубоко убеждён в том, что культура не измеряется высотой построенных стен и толщиной написанных книг. По его мнению, культура в сердцах людей и в их умении жить в гармонии с природой. По словам мужчины, некоторые коллеги говорили ему: «Какая культура может быть у диких кочевников? Вот Китай — это культура, Византия — культура, а кочевники только всё разрушали». Подобные утверждения настолько не соответствовали увиденному мужчиной своими глазами в монгольских степях, что он непременно решил создать музей, наглядно демонстрирующий высокую самобытную культуру кочевых народов.
С целью сбора экспонатов для музея Куксин организовал экспедицию в Монголию. В 2005 году он также работал в Киргизии, исследуя историю великих киргизских батыров, феномен сказителей-манасчи, культуру казахов, проживающих в Западной Монголии и Западном Китае. Впоследствии он также путешествовал по Ямалу, жил в стойбище оленеводов, был принят в хантыйскую семью, получил посвящение у ненецких шаманов с правом подниматься на святилища и сакральное ненецкое имя. С 2009 года Куксин активно работает на Чукотке, в странах Северной Африки, в том числе в Ливии, принимает активное участие в проекте создания кочевых школ на Крайнем Севере, при этом собирая и пополняя уникальную коллекцию экспонатов, свидетельствующих о жизни различных кочевых народов нашей планеты.
Первым экспонатом музея стала юрта, которую Константин сделал своими руками вместе с учениками школы. На это у них ушло несколько месяцев. Дети с интересом помогали, обстругивали палочки, мальчики резали отцовские ремни, с великим удовольствием распускали их на веревки, чтобы связывать все это, девочки шили чехол. В конечном итоге, большая юрта диаметром семь метров была готова. Её установили в школьном дворе.
Потом появилась вторая юрта, подаренная этнографу монгольским мастером, у которого он учился делать эти самые юрты. Затем экспозицию пополнили киргизская юрта и чум оленеводов. В процессе постройка ещё одного кочевого жилища — долганского балка из Якутии, который вскоре будет установлен в экспозиции.
Когда посетители музея приезжают познакомиться с культурой кочевников, сначала они видят жилище, стоящее на улице в окружении телег, нартов и прочего транспорта кочевых народов. В помещении музея посетители не только знакомятся с экспозицией и составляющими её уникальными подлинными экспонатами. Главный принцип музея — полностью погрузить человека в выбранную культуру. В музее можно нарядиться в национальный костюм, поиграть на народных инструментах кочевников, продегустировать их традиционные напитки. В каждом жилище сохраняется свой особый запах, звучат национальные музыкальные инструменты, звучит язык, на котором говорят народы. Таким образом, посетитель полностью погружается в культуру того или иного кочевого народа через вкус чая, запахи благовоний, ощущение предметов в руках.
Сотрудники музея — молодые специалисты-этнографы, как правило, неоднократно бывавшие в экспедициях в тех регионах, о которых они рассказывают. Помимо экскурсий в большой гостевой юрте, вмещающей 50 человек, регулярно проводятся интереснейшие лекции, концерты этнических исполнителей и спектакли с этнической музыкой.
Экспозиции Музея кочевников неоднократно выставлялись во многих крупнейших государственных музеях России, таких как Музей Востока, Третьяковская галерея и другие. Константин и его команда выступают за активное сотрудничество, поскольку таким образом могут внести живую нотку в прекрасные коллекции классических музеев. Ведь, в отличие от классических музеев, имеющих задачу сохранить бесценное наследие, Музей кочевников оживляет уникальные экспонаты современной культурой, поражает воображение посетителей демонстрацией жизни и бытового уклада современных кочевников.
Автор музея считает, что в роду каждого человека есть кочевники, учитывая, что сотни тысяч лет наши предки бродили по степям, занимаясь охотой и собирательством. Главная цель Константина и его единомышленников — показать жителям большого города, что есть другая культура, и научить их понимать и принимать непохожих на себя. Если оседлый житель, потомок оседлых земледельцев сможет принять, понять и даже полюбить кочевника, то он сможет принять и всех остальных. Это не воспитание толерантности, это проявление подлинной любви к людям других народов, этносов и культур.