Автор-мечтатель проекта: создатель и руководитель музея Вадим Задорожный.
Музей техники Вадима Задорожного — это крупнейший в Европе частный музей исторической техники. Здесь собраны лучшие раритетные экспонаты прошлого столетия: боевая техника, оружие, редкие образцы авиации, мотоциклы и сотни ретро-автомобилей, железнодорожный транспорт, космические объекты и предметы быта. Большая часть прошла реставрацию, находится на ходу и внешне выглядит безупречно.
Вадима Задорожного — основателя и хозяина музея техники, не так просто застать на месте. У него приличное хозяйство: около 10 тысяч квадратных метров выставочных площадей, больше сотни раритетных автомобилей, а также мотоциклы, самолеты, танки, пушки, ракетные установки, стрелковое оружие… И все это с чистого листа, на пустом месте, меньше чем за 10 лет.
В 1999 году Вадим Задорожный побывал на ежегодной выставке автомобилей «Автоэкзотика» в Тушино, где познакомился с группой энтузиастов-реставраторов, которые занимались в то время восстановлением автомобиля BMW DA3 Wartburg начала 1930-х годов. Задорожный вызвался помочь им, и за 10 месяцев полностью восстановил машину.
Результат проделанных работ настолько вдохновил любителя техники, что было принято решение приобрести и отреставрировать еще несколько довоенных автомобилей марки BMW. В результате, к концу 2000 года было восстановлено уже пять ретро-автомобилей.
Коллекция постепенно разрасталась, вследствие чего понадобились помощники и помещение для хранения техники. Так появился «Клуб кабриолетов и родстеров», который можно считать предшественником современного музея.
В ходе обсуждения планов развития музея было принято решение создать первый российский технический музей мирового уровня. Местом для базирования коллекции выбрали небольшое поле недалеко от усадьбы Архангельское.
15 апреля 2006 года был торжественно заложен первый камень в основание нового шестиэтажного здания Музея техники Вадима Задорожного. И уже через два года, в День космонавтики, масштабная двухуровневая экспозиция была открыта для посетителей. В нее вошли не только редкие автомобили довоенного производства, но и мотоциклы, самолеты, образцы самой разнообразной военной техники и вооружения.
Таким образом, музей был основан 12 апреля 2008 года. Свой первый юбилей в 2018 году он отмечал, будучи в ТОП-50 музеев России по итогам всероссийского народного онлайн-голосования «Мой любимый музей — 2018». Крытая экспозиция состоит из 3-х этажей выставочных залов, в которых выставлены уникальные коллекции зарубежных и советских ретро-автомобилей, мотоциклов, летательных аппаратов и исторического стрелкового оружия. На просторной уличной экспозиции более 3,5 га размещаются образцы отечественной и зарубежной бронетехники, артиллерии и сельскохозяйственной техники 30-80-х годов ХХ века, а также большая коллекция боевых самолетов и вертолетов. Коллекция музея насчитывает более 1000 экспонатов и постоянно развивается.
9 мая 2020 года Музей открыл новую постоянную экспозицию в здании «Авиация», посвященную летчикам-героям и самолетам-истребителям Великой Отечественной войны. В экспозиции представлены советские истребители Як-1, Як-3, Як-9 и британский истребитель «Hawker Hurricane», ставшие частью уникальной трёхмерной панорамы, личные вещи, уникальные архивные документы и многое другое.
Музей располагает реставрационными мастерскими, архивом, библиотекой, офисными и административными помещениями, сувенирными магазинами и отдельной охраняемой парковкой. «Визитной карточкой» Музея является ресторанный комплекс, включающий в себя рестораны «Гран-При», «Museum» и настоящую полевую кухню.
Музей ведет активную исследовательскую работу, участвует в проведении военно-исторических реконструкций, включая ежегодную реконструкцию военного парада 7 ноября 1941 года на Красной площади. Для посетителей организованы увлекательные экскурсии, мастер-классы по сборке и разборке автомата Калашникова, катание на ретро-автомобилях по территории и многое другое.
По мнению Вадима, в нашей стране существует большая проблема с гордостью за Родину, с тем, что мы называем патриотизмом. Он считает, что музей — это, в первую очередь, уважение к историческому прошлому России. Поэтому, строительство музейного объекта, — это попытка создания абсолютно бескорыстного пространства, попадая в которое, каждый человек испытывал бы чувство гордости за то, что он живет в России. Вадим Задорожный делает это для того, чтобы показать, что у нашей страны всё еще впереди. Он радуется, когда тысячи детей приходят к нему в музей в субботу-воскресенье, радуется, когда видит изумление иностранцев, осматривающих музей и удивляющихся тому, что в России это возможно.