Мы помним!

Лидер проекта: главный хранитель фондов музея-заповедника «Старая Сарепта», кандидат исторических наук Владимир Вячеславович Шевченко.

Победа в Великой Отечественной войне позволила Советскому Союзу получить статус одной из великих мировых держав. Такое положение дел устраивало не всех на Западе, который начал активное идеологическое, экономическое и военно-политическое противостояние с нашей страной в рамках «холодной войны».

Одним из направлений воздействия на страну является искажение и фальсификация истории. Начиная с распада СССР, в бывших советских республиках началась оголтелая антисоветская пропаганда, в рамках которой были предприняты попытки «вычеркнуть» советские достижения из истории и культуры. При поддержке кураторов из западных стран исправлялись школьные учебники, запрещался русский язык. Предпринимались шаги, нацеленные на воспитание подрастающего поколения в духе ненависти к России, привитие ему ложных ценностей через интерпретацию исторических фактов в выгодном для Запада свете, а то и их откровенную фальсификацию.

В частности, фальсификаторами предпринимается попытка переложить ответственность за развязывание Второй мировой войны с нацистской Германии на Советский Союз. Общественности навязывается искажение фактов участия СССР в войне с Третьим рейхом, принижение вклада советских республик в Победу над фашизмом и попытка «растворить» Великую Отечественную войну в истории Второй мировой.

Так, в некоторых бывших республиках Советского Союза и стран соцлагеря стали открыто называть освободивших Европу от нацизма советских солдат «оккупантами». В рамках этой пропагандистской концепции начался повальный снос памятников и монументов, посвящённых павшим в борьбе с немецкими захватчиками воинам Красной Армии.

«Попытки ряда государств переписать, перелицевать мировую историю становятся всё агрессивнее и, по большому счету, имеют очевидную цель в отношении нашего общества, как минимум — разобщить, лишить нас ориентиров, в конечном счете, — ослабить Россию и повлиять на ее суверенитет, по сути дела, раскачать суверенитет», — заявил Президент России Владимир Путин на заседании оргкомитета «Победа» 15 января 2020 года.

По словам российского лидера, с искажения истории и начинается раскачка государств и народов. События, происходящие ныне на Украине, полностью подтверждают данный вывод.

Проект «Мы помним!» направлен на сохранение исторической памяти и недопущение фальсификации исторических фактов. В ходе его реализации предполагается создание передвижной экспозиции 3D-моделей памятников, посвященных событиям и героям Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы.

Данный процесс представляет собой создание физического объекта из трехмерной цифровой модели. Пластик, используемый при создании моделей, не боится воды и ряда химических веществ, в том числе кислот, щелочей и растворителей, стоек к УФ-излучению, крайне долговечен, нетоксичен, имеет красивую глянцевую поверхность, малый износ, высокую ударопрочность, широкий ассортимент цветов, включая прозрачный.

Авторы проекта «Мы помним!» планируют реализовать свою инициативу двумя блоками.

Во-первых, это создание 3D-моделей памятников, посвящённых Великой Отечественной войне в целом. Среди них:

— Памятник «Героям границы, женщинам и детям мужеством своим в бессмертие шагнувшим» мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». Скульптурная композиция, изготовленная из красного, чёрного гранита и бронзы, представляет собой изображение трёх бойцов, идущих в атаку, жены командира с детьми и раненого пограничника, которому женщина дает глоток воды. В центре помещен пограничный столб с гербом СССР и мемориальной доской. Суть композиции: решительный бой за Родину — символ национального единства.

— Памятник «Детям — жертвам фашизма во время Великой Отечественной войны», расположенный в деревне Красный Берег Жлобинского района Гомельской области Республики Беларусь представляет собой фигурку исхудавшей девочки-подростка. На чёрной доске текст из письма ребёнка — предсмертное письмо-завещание 15-летней Кати Сусаниной отцу. Его нашли, когда разбирали кирпичную кладку разрушенной печи в одном из домов в освобождённом районном центре Лиозно Витебской области. Сама девочка погибла в фашистском рабстве 12 марта 1943 года в день своего пятнадцатилетия. На тыльной стороне классной доски изображена карта Белоруссии где отмечены 16 концентрационных лагерей, в которых содержались дети.

— «Родина-мать» — монументальная скульптура в Киеве на правом берегу Днепра. Расположена на территории бывшего Музея истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

— Памятник «Тыл — фронту» в Магнитогорске, ставший первым крупным монументальным комплексом, увековечившим подвиг тружеников тыла во время Великой Отечественной войны.

— Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира, представляющая собой аллегорический образ Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.

— Ржевский мемориал Советскому солдату — мемориальный комплекс, посвящённый памяти советских воинов, павших в боях подо Ржевом в 1942—1943 годах в ходе Великой Отечественной войны. Создан исключительно на народные пожертвования. Открыт 30 июня 2020 года.

-«Алёша» — памятник советскому солдату-освободителю, в болгарском городе Пловдив на холме Бунарджик («Холм Освободителей»).

— Памятник героям, павшим при освобождении Таллина в 1944 году.

— «Воин-освободитель» — монумент павшим в боях за Берлин советским воинам на военном мемориале в Трептов-парке в Берлине. Один из символов Победы советского народа в Великой Отечественной и Второй мировой войне и освобождения народов Европы от нацизма.

Некоторые из этих памятников расположены на территории зарубежных стран и неоднократно подвергались актам вандализма и глумления. Существует угроза, что в будущем данные памятники могут перестать существовать физически. Создание моделей позволит сохранить визуальный образ в наше время, увидеть памятники и узнать историю их создания.

Во-вторых, это монументы, посвящённые непосредственно Сталинградской битве. К ним относятся:

— Монумент «Соединение фронтов» в Калаче-на-Дону, посвящённый встрече войск Юго-Западного и Сталинградского фронтов в ходе контрнаступления советских войск под Сталинградом в рамках операции «Уран». Это событие, состоявшееся 23 ноября 1942 года, положило начало полному окружению и уничтожению немецко-фашистских войск под Сталинградом.

— Скульптура «Стоять насмерть!», расположенная на площади памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане.

— Памятник Михаилу Паникахе, установленный на месте его гибели на пересечении проспекта Металлургов и улицы Таращанцев Краснооктябрьского района Волгограда. Защищая ведущую к заводу «Красный Октябрь» дорогу, 2 октября 1942 года, рядовой 883-го стрелкового полка 193-й стрелковой дивизии 62-й армии Михаил Аверьянович Паникаха геройски погиб, уничтожив немецкий танк. Его подвиг стал примером самопожертвования защитников Сталинграда.

— Памятник мирным жителям Сталинграда, погибшим в ходе массовой бомбардировки города немецкими захватчиками 23 августа 1942 года.

«Актуальность нашего проекта обуславливается целью сохранением исторического наследия. История, которую пытаются переписать в европейских странах, сохранится на сталинградской земле! Мы — помним!», — говорит автор проекта Владимир Шевченко.

Реализация проекта должна вестись совместно с образовательными учреждениями. Ведь нацелена она прежде всего на молодое поколение, которое под воздействием антироссийской пропаганды подвержено формированию искаженного представлению о роли советского солдата в Великой Отечественной войне. Создание 3D-моделей памятников позволит школьникам из Волгоградской области, не имеющим возможности увидеть оригинальные памятники и мемориалы, познакомиться с историей их создания и знаковыми событиями Великой Отечественной войны в целом и Сталинградской битвы в частности. В особенности, данный проект будет интересен молодёжным военно-патриотическим движениям, отрядам «Юнармии», кадетским классам.

Еще один немаловажный аспект данного проекта — инклюзивность. 3D-модели памятников — тактильные экспонаты, созданные из прочного пластика. Соответственно, они могут экспонироваться на площадках для слабовидящих и незрячих людей.