Робототехническая компания «Промобот»

Авторы-мечтатели: Основатели компании «Промобот» Олег Кивокурцев, Максим Утев, Игорь Еремеев и Алексей Южаков.

Ещё во время обучения в Пермском государственном политехническом университете в 2013 году студенты Олег Кивокурцев, Максим Утев и Игорь Еремеев создали робота-снегоуборщика. Они сняли его на видео и выложили ролик на YouTube. В результате робота приобрёл покупатель из Чехии за $3000.

Во время университетского конкурса «Большая разведка» партнёры познакомились с пермским бизнес-ангелом Алексеем Южаковым, и эта встреча стала поворотной. Южаков предложил делать роботов для корпоративного применения – в качестве консультантов, промоутеров, экскурсоводов. Он изначально вложил в проект 300 000 рублей. Так было положено начало компании «Промобот». Южаков получил в ней долю в 50%, а Кивокурцев с двумя партнёрами стали совладельцами.

К октябрю 2013 года был готов прототип. У изобретателей был выбор: сделать робот с функцией телеприсутствия (он оснащен видеокамерой и микрофоном, а оператор управляет им дистанционно через интернет или GPRS) или полностью автономную модель. По мнению Южакова, автономные роботы перспективнее: они дороже роботов телеприсутствия, но функциональнее и не нуждаются в операторе.

Первый робот получился ростом 145 см и весом 70 кг. Программное обеспечение изобретатели разработали сами. Им только пришлось купить лицензии на программы распознавания лиц и речи у Visionlabs (за 48 000 руб. с правом коммерческого использования), Google и «Яндекс» (по $1000 каждая). Основную часть блоков заказали на Alibaba – аккумулятор на 8 часов работы, электромоторы для головы, рук-манипуляторов и колесной части, датчики препятствий, процессор и прочую электронику.

Робот передвигается на колесиках, жестикулирует, распознает собеседников и разговаривает с ними. Он записывает каждую реплику, потом звуковой файл по интернету отправляется на сервер «Яндекса» или Google, где преобразуется в текст, а затем пересылается на другой сервер, чтобы по словам-маркерам подобрать ответ в нейросетевой лингвистической базе. При хорошем сигнале робот отвечает за 2 секунды, при плохой связи интервалы увеличиваются. Без интернета робот не сможет работать. Точность распознавания речи – около 80%. Для проверки робота Южаков договорился с одним из торговых центров Перми. Промобот рекламировал цветочный магазин, ездил среди посетителей, здоровался за руку, шутил и делал комплименты дамам. В результате к концу года удалось продать 10 роботов по 300 000 рублей. Среди приобретателей изделия были торговый центр, строительная компания, event-агентство и поставщик пластиковых окон.

К январю 2015 года пермские стартаперы выпустили промобот второго поколения с новым дизайном корпуса, сниженным энергопотреблением, более надежными моторами. Если раньше робот перемещался хаотично, то теперь он стал лучше распознавать лица, научился распознавать скопления людей и подъезжать к ним.

Благодаря Generation S, у «Промобота» появилось два частных инвестора из числа экспертов конкурса: ректор Московского технологического института (МТИ) Григорий Бубнов и проректор Евгений Плужник. Они вложили в «Промобот» 25 и 18 миллионов рублей соответственно.

Творение пермских робототехников было показано на международных выставках в Москве, Париже, Сингапуре, Токио и Хельсинки. Это позволило предпринимателям в 2015 году продать 81 робота. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ООО «Промобот» в 2015 году составила 21 млн рублей, а чистая прибыль – 2,3 млн рублей.

В 2016 году «Промобот» снял помещение площадью 600 квадратных метров на территории технопарка в центре Перми за 300 000 рублей в месяц. Штат предприятия расширился до 50 человек — программистов, сборщиков, электронщиков, инженеров и лингвистов.

Летом 2016 года с испытательного полигона «Промобота» в Перми сбежал робот. Произошло это якобы по вине инженера, оставившего машину без присмотра. И сразу же на YouTube появился ролик, показывающий бесхозного робота, разъезжающего по улице. Его показали по телеканалу Russia Today, о побеге робота написали газеты.

Получился отличный рекламный ход. После выхода ролика количество заказов выросло втрое. Всего за 2016 год был продано 102 робота.

«Промобот» второго поколения в зависимости от комплектации продаётся по цене от 490 000 до 920 000 руб. Сейчас компания продает в среднем по 10 роботов в месяц. Покупателями в основном выступают ритейлеры и рекламные агентства. Осенью 2016 года 15,5% «Промобота» за 150 млн рублей приобрел Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ). По словам его представителя Никиты Юрьева, фонд привлекла динамика «Промобота» и перспективы мирового рынка роботов бизнес-назначения.

На выставке в Токио в 2015 году Южаков подписал контракт с китайской фирмой Keysi Micro elec tro nics на поставку 100 роботов до 2020 года. Южаков попросил представителей Keysi Microelectronics познакомить его с кем-либо из чиновников Китая, и те организовали знакомство с властями двух провинций, которые бесплатно предложили производственные площадки.

В настоящее время компания «Промобот» вышла на совершенно новый уровень и создала две новые модели.

Так, Promobot V.4 общается с людьми, распознаёт лица и речь, самостоятельно передвигается, избегая препятствия. Робот автономный — он не нуждается в контроле со стороны человека. Promobot подключается к любой внешней системе: базам данных, системе безопасности, сайтам и сервисам.

Promobot V.4. — это универсальная робототехническая платформа с SDK для сторонних разработчиков с возможностью создания моделей знаний для систем искусственного интеллекта. Он может печатать фото, принимать оплату, выдавать чеки и пластиковые карты лояльности. Он реагирует на прикосновения и активно взаимодействует с человеком.

Robo-C2 – человекоподобный робот с внешностью, эмоциями и мимикой человека. Робот оснащен подвижными руками, имитирующими человеческую жестикуляцию для взаимодействия с аудиторией. Выполняет функцию привлечения внимания к бизнесу, а также коммуникативную функцию. Общается с клиентами, отвечает на часто задаваемые вопросы и рассказывает о компании. Интересно, что внешность робота может быть изменена под индивидуальные требования заказчиков.

Вот так идея трёх молодых людей выросла в грандиозный технологический прорыв. Будем верить, что компания будет активно развиваться дальше, продемонстрирует много интересных новшеств и станет одним из флагманов отечественного производства в сфере высоких технологий.