Борьба с деструктивной идеологией голливудского кинематографа

Авторы-мечтатели проекта: доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, культурологии и социологии Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Сергей Анатольевич Маленко, доктор философских наук, профессор кафедры философии, культурологии и социологии Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Андрей Григорьевич Некита.

Проект представляет собой издание уникальной для российского образовательного и культурного пространства монографии под названием «”Увидят многие и убоятся…”: визуальная идеология голливудского маскульта», разоблачающей американскую кинопропаганду насилия и жестокости.

Многим кажется, что голливудский киноужас – это что-то безобидно-развлекательное, в крайнем случае, «всего лишь страшилка». На самом же деле мы имеем перед своими глазами образцы отлично продуманной и профессионально сработанной идеологической диверсии, которая направлена против любых иных, кроме великодержавной североамериканской, культурных традиций по всему миру. Эту деструктивную идеологическую практику необходимо тщательно и досконально изучать. Ведь, если предупрежден, то, значит, вооружен! Именно для этого авторами проекта Сергеем Маленко и Андреем Некитой и была создана эта книга, которая сейчас ищет издателя, чтобы наконец-то дойти до своего читателя и защитить его!

Книга представляет собой философский взгляд на визуальный опыт американского фильма ужасов. Именно этот жанр, изначально рожденный для потехи пресыщенной или же просто скучающей публики, со временем превратился в сложнейший и глубочайший культурный текст, требующий немалых усилий создателей и ответного, столь же вдумчивого отношения самих зрителей.

В свою очередь, и сам этот жанр традиционно представляет наиболее значимые смыслы, над которыми постоянно задумывается современный человек. Причем голливудский кинохоррор делает это настолько ярко и оригинально, что уровню шокирующей правдивости и глубине визуализируемых при этом коллективных и индивидуальных смыслов может позавидовать вообще любое культурное явление, а не то, что классические кинокартины. Именно благодаря такой принципиальной позиции, американский фильм ужасов более чем за столетие своего существования превратился в ярчайший феномен западного потребительского общества, породившего массовую культуру и соответствующий ей тип человека, со всеми его достоинствами привычками и предрассудками.

Как отмечают авторы проекта, было бы глубоким заблуждением думать, что под одной обложкой можно разом собрать весь букет противоречивых впечатлений от последовательного знакомства со всеми американскими фильмами ужасов, которых насчитывается несколько тысяч. Задачей Маленко и Некиты было яркими мазками очертить основные, на их взгляд, тенденции и перспективы развития этого увлекательного жанра, а также особенности эволюции его образно-символической палитры.

Несомненно, все рассуждения авторского коллектива отталкивались от собственных ярких и эмоциональных переживаний этих ужасающих сюжетов. Тем не менее, они базируются на многолетнем спокойном и вдумчивом осмыслении драматических перипетий, в паутину которых всякий раз попадают самые обычные, зачастую, совершенно ничем не примечательные люди. Их аффективные состояния постоянно будоражат зрительскую фантазию и создают атмосферу, старательно подтачивающую, казалось бы, нерушимые потребительские основания привычной для всех и каждого «зоны комфорта».

Фильм ужасов постоянно вращается вокруг темы утраты личной безопасности. В то же время он всячески старается превратить свои истории в абсолютную личностную и культурную ценность. Постоянно используя древнейшие образы и сюжеты архаических мифологий, этот жанр необычайно успешно и прибыльно обращает внимание наших современников на значимые для них символы и смыслы, к которым они в силу тех или иных причин оказались равнодушными и безучастными. Во многом именно подобное безразличие и становится тем поводом, вокруг которого формируется очередная захватывающая голливудская хоррор-история.

Бесконечные параллели с древнейшими мифологиями позволили авторам книги обнаружить, помимо хорошо видимой всем досуговой направленности этого жанра, ещё и мощные, скрытые содержательные пласты, необычайно актуальные для современного общества. Несомненно, голливудский фильм ужасов позволяет совершенно по-новому посмотреть на телесность современного человека, становление, развитие и восприятие которой обусловлено сложившимися политико-экономическими и культурными практиками.

Так, постепенно, рассказывая ошеломленному зрителю о трагедии разрушающегося человеческого тела, хоррор-кинематограф затрагивает проблемы социального неравенства и рассказывает об экстремальных способах его преодоления. Конечно же, примеры такой борьбы – демостративно жестокие, поскольку направлены на физическое устранение любых возможных оппонентов, начиная от «странных» соседей и заканчивая ужасными инопланетными чудовищами.

Визуализируя такие сложнейшие социальные конфликты, американский фильм ужасов волей-неволей заставляет покидать столь привычную и любимую массовым зрителем сферу развлечений и уже открыто претендует на роль изощрённого социального мыслителя и непримиримого политического борца с рутиной и обыденностью.

В определённом смысле можно утверждать, что эти фильмы становятся способом компенсации накапливающейся в громадных количествах индивидуальной, групповой и социальной деструктивности. Неизменно возрастающая популярность этого жанра позволяет оценить потенциал использования этого багажа для формирования политических стратегий управления обществом, в котором именно страх превратился в ведущую эмоцию, стал повсеместным и значимым фактором любых социальных изменений.

Поэтому фильм ужасов с развитием этого жанра все более приобретает политико-идеологическое звучание, поскольку в доступной и популярной форме визуализирует наиболее проверенные и безопасные модели социальной коммуникации. Подобные задачи обуславливают неизбежную трансформацию самого фильма ужасов в мультижанровый и транскультурный феномен. Это во многом объясняет превращение хоррор-кинематографа в универсальную форму художественного осмысления ключевых антропологических, социальных и футурологических сценариев развития человека и всей цивилизации.

Авторы проекта выражают надежду, что их скромный труд поможет читателям разобраться в паутине идеологических догм и попыток западной кинопропаганды «отменить» Россию и нашу великую культуру.