Автор-мечтатель проекта: Художественный руководитель и главный дирижёр Астраханского государственного театра оперы и балета Воронин Валерий Владимирович.
Целью проекта является проведение исторически важных музыкальных оперных спектаклей на территории Астраханского кремля.
Идея поставить в этом выигрышном пространстве оперный спектакль возникла в 2010 году, когда театр возглавил Валерий Воронин. Он вспоминал:
«Когда я приехал в Астрахань, моей главной задачей было привлечь внимание города к театру, к опере, к музыке. Надо было сделать что-то экстраординарное. Посетив кремль, я увидел редчайший ансамбль: лобное место, прекрасная лестница, собор, площадь перед ними — готовое пространство и для действия, и для зрителей. Я подумал, что это идеальное место для того, чтобы пропагандировать оперную музыку, показать красивую работу по-настоящему высокого уровня. Конечно, это была в некотором роде авантюра. Ни у кого из нас не было опыта проведения подобных спектаклей».
Идею сложного и рискованного, но многообещающего эксперимента поддержали тогдашний губернатор А.А. Жилкин, Министерство культуры Астраханской области, а также возглавлявший епархию, которой принадлежит территория кремля, астраханский митрополит Иона.
Идея проекта нацелена на формирование масштабного территориального туристического бренда в астраханском регионе, создание новых событийных мероприятий туристического календаря и увеличение турпотока.
В 2012 году в Астрахани, впервые в истории города произошло уникальное событие, которому предстояло стать значимой вехой в культурной жизни региона, грандиозным, небывалым по масштабу проектом, получившим название «Русские оперы в Астраханском кремле». Но вначале никто не мог предвидеть, как развернётся смелое и крайне непростое в воплощении начинание.
Для воплощения была выбрана народная музыкальная драма Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Выбор не был случайным. Годунов имел к Астрахани и к кремлю, в котором ставилась опера, самое непосредственное отношение. Когда на престол вступил царь Фёдор Иоаннович, Борис Годунов стал наместником Астраханского царства. Первоначальный Астраханский кремль был деревянным и не мог служить серьёзной защитой. При Годунове началось интенсивное строительство, и за пять лет город был полностью обнесён каменной стеной с башнями: «… cделан город бесчисленно хорош, и кругом его пояс мраморен, зелен да красен».
Историчность предстоящего события ещё до спектакля почувствовали сами астраханцы. Опера была воспринята горожанами не только как уникальное культурное событие, но, поистине, как перенос во времена царствования Годунова. В местных новостях сообщалось: «Накануне белокаменный кремль выглядел так, будто государь только что приехал. На Соборной площади смешались крестьяне, стрельцы и бояре. Репетиция оперы Мусоргского в постановке астраханского театра на улицах XVI века напоминает историческую реконструкцию».
Молодой коллектив Астраханского государственного театра оперы и балета включился в работу с огромным энтузиазмом. Решение исключительно непростой задачи постановки оперного спектакля под открытым небом взяли на себя музыкальный руководитель и дирижёр Валерий Воронин, режиссёр-постановщик Константин Балакин, художник-постановщик Елена Вершинина, художник по костюмам Ольга Девкина, хормейстер-постановщик, заслуженный деятель искусств России Галина Дунчева, художник по свету Ирина Вторникова, звукорежиссёр Павел Омельченко.
Конечно, понятие «open air» будоражило новизной и экзотичностью: театральные спектакли под открытым небом — явление не новое, но в Астрахани такого ранее не было никогда.
Вторым спектаклем, поставленным в стенах кремля в 2014 году, стала эпическая опера А. Бородина «Князь Игорь». Город был взбудоражен задолго до спектакля, когда театр объявил кастинг на роль ратников войска Игоря. Режиссёра осаждали молодые мужчины, жаждущие стать участниками захватывающего события. Видя зрительский интерес и спрос, запланировали два спектакля подряд, увеличив при этом количество мест. Для тех, кто готов был два часа стоять под ночным небом, вход на территорию был бесплатным.
Подлинным действующим лицом спектакля стал Успенский кафедральный собор. На два его фасада, обращённых к зрителям, транслировалась видеопроекция, и собор становился то полем битвы, то древним русским городом, то колоссальным экраном, с которого возносился князь Игорь, зовя на бой дружину. Когда любимый астраханцами прекрасный храм запылал, точно наяву, в страшном пожаре — едва ли нашёлся кто-то, у кого не похолодела душа.
Трагические страницы истории буквально оживали на площади, и несколько тысяч зрителей изумлённо погружались в иную реальность. Повергающее в трепет солнечное затмение, несметное войско, уходящее на битву с врагом, неистовство половецких плясок, хореографом-постановщиком которого выступил Константин Уральский, — всё это поистине эпическое полотно предстало перед взорами зрителей под южным ночным небом, под звуки могучей музыки и вызвало бурю эмоций и благодарных зрительских отзывов.
В третьем сезоне русских опер в Астраханском кремле в 2016 году было представлено произведение Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
«Сказание о Китеже» — одна из сложнейших опер мирового репертуара. Это глубочайшее религиозно-философское произведение, постановка которого требует серьёзного погружения и не допускает упрощений. Несмотря на всю сложность постановки его на городской площади, музыкальный руководитель и дирижёр Астраханского государственного театра оперы и балета Валерий Воронин принял решение сделать это.
«»Сказание», стержнем которого является сакральная тема, принадлежит к числу тех произведений искусства, которые предохраняют душу человека от распада, помогают ему сохранить в себе человечность, нравственность, надежду», — обосновал он необходимость постановки произведения.
Постановка оперы Римского-Корсакова была осуществлена на средства гранта Правительства Российской Федерации. Билеты были раскуплены задолго до премьеры. Среди зрителей были не только астраханцы, но и больше тысячи жителей соседних регионов, специально приехавших на спектакль. После этого городские власти задумались о том, что проект достоин включения в концепцию развития туризма в Астрахани.
Спектакль «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» также стал лауреатом Всероссийской профессиональной премии «Грани театра масс» в номинации «Лучший театр на открытом воздухе».
Спустя три года, в 2019 году в Астраханском кремле состоялась постановка волшебной оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Поразительно волнующей стала сцена знаменитой арии Руслана «О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями?». Волей режиссёра на этом поле брани лежали и солдаты Великой Отечественной войны, и воины 1812 года, и былинные богатыри. Скорбь Руслана вырастала до эпических размеров и пронзала каждое сердце.
2021 год ознаменовался постановкой кантаты для меццо-сопрано, хора и оркестра С.С. Прокофьева «Александр Невский». Мероприятие было приурочено к 800-летию со дня рождения прославленного русского князя и 130-летию со дня рождения композитора Прокофьева. Кантата прозвучала в рамках духовно-патриотического проекта «Святой заступник России». Основной его целью было побудить зрителей, и в первую очередь молодёжь, вдуматься в главные события Русского государства, понять и осмыслить не только настоящее, но и будущее России. Проникновенная лирика и тяжёлая грозная медь, волнующий финальный хор «На Руси родной не бывать врагу» — всё это оставило впечатление грандиозного, торжественного, объединяющего людей праздника.
Как отметил Валерий Воронин, кантата «Александр Невский» — это вершина творчества великого русского композитора Прокофьева. Это наше достояние, наша музыка, наша история.
В 2022 году, к 10-летию проекта «Русские оперы в Астраханском кремле» на суд зрителей была представлена историческая народная драма М.П. Мусоргского «Хованщина». Основным образом спектакля в концепции Константина Балакина и Елены Вершининой стал срез могучего дерева с годичными кольцами.
«Причудливые изгибы годичных колец говорят сразу о многом: о вечности, о связи времён, и в то же время о загубленных судьбах переломной эпохи: как говорится, лес рубят — щепки летят. А ещё древесное сечение очень напоминает мишень: такие будут нарисованы в финале на белых рубахах готовящихся к самосожжению раскольников. Именно в них целится своим остриём безжалостный императив петровских преобразований», — оценил постановку критик А. Матусевич.
Грандиозный размах и художественная достоверность происходящего ошеломляли зрителей. Врезались в сердце пронзительные сцены: казнь стрельцов, склонивших головы на опустившееся годичное кольцо, безмолвные прощальные объятия друг с другом идущих на смерть раскольников, вспыхнувший нестерпимым трагическим пламенем гибельный костёр. Древесный срез-мишень моментами словно преобразовывался в фантастическую космическую воронку, затягивающую и поглощающую с неумолимостью рока. Бешеная энергетика спектакля, голоса певцов, вдохновенное, яркое и мощное звучание оркестра и хора — всё это пробирало до дрожи. Не случайно, постановка «Хованщины» в Астраханском кремле стала обладателем гранта Президентского фонда культурных инициатив.
2 и 3 сентября 2023 года на Соборной площади Астраханского кремля театр представил премьеру оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». Пространство Кремля стало частью декораций в общей картине спектакля.
Как заметил дирижер-постановщик Валерий Воронин, театр поставил оперу в классической постановке по либретто барона фон Розена и оставил за собой название, которое изначально композитор дал своему произведению, — «Иван Сусанин», несмотря на то, что премьера данной оперы состоялась под названием «Жизнь за царя». Астраханцев и гостей города в очередной раз восхитило зрелищное событие в новом сезоне Астраханского государственного театра оперы и балета.
22 декабря 2024 года в Астрахани стартовали яркие и масштабные праздничные мероприятия в рамках проекта «Русская опера в Астраханском кремле. Зимняя сказка», которые включают захватывающее 3D-шоу и открытие ледовых катков. Все вырученные от продажи билетов средства будут направлены на помощь бойцам в зоне СВО.
Проект «Русские оперы в Астраханском кремле» помогает представителям всех возрастных групп, всех социальных слоев населения, жителям и гостям региона погрузиться в атмосферу диалога музыки и драматургии с пространством и архитектурой. За время реализации проекта зрителями постановок стали более 30 тысяч человек.
https://фондкультурныхинициатив.рф/public/application/item?id=c727a233-c18b-4f87-b95f-80e1d68ac0a6
https://ast-news.ru/node/proekt-russkie-opery-v-astrakhanskom-kremle-vykhodit-na-novyy-vitok/